Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Охвативший нашу страну очередной финансово-экономический кризис в числе прочих негативных последствий вполне ожидаемо вызвал новую волну увольнений работников. Принципиальная особенность таких «кризисных» увольнений заключается в том, что работодатели массово расстаются со своими работниками не по причине их низких профессиональных или личностных качеств и не по собственной инициативе работников, а в связи с падением финансово-экономических показателей бизнеса работодателя, сужением его масштабов, либо в «предупредительных» целях – в качестве заблаговременной подготовки к отрицательному влиянию кризиса.

Зачастую, желая проявить социальную заботу о своих увольняемых работниках, несколько «смягчить» последствия увольнения, работодатели выплачивают увольняемым работникам дополнительные выходные пособия, прямо не предусмотренные законодательством. На практике они именуются по-разному – собственно как выходные пособия, дополнительные бонусы в связи с увольнением, материальная помощь в связи с увольнением и др. Правовая суть от этого не меняется – это дополнительные выплаты, связанные с увольнением работников, но все же рекомендуем именовать их выходными пособиями, поскольку именно такое понятие используется в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ).

Рассматриваемые дополнительные выходные пособия в принципе могут выплачиваться при различных основаниях расторжения трудового договора (ч. 4 ст. 178 ТК РФ по общему правилу это допускает; исключение составляют случаи, предусмотренные ст.ст. 181.1, 349.3 ТК РФ), в том числе при расторжении трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ).

В последнем случае сами дополнительные выходные пособия могут предусматриваться как непосредственно в трудовом договоре с работником (либо в дополнительном соглашении к нему), так и в соглашении о расторжении трудового договора, а также в коллективном договоре. По нашему мнению, дополнительные выходные пособия могут предусматриваться также и локальным нормативным актом, действующим у работодателя (например, положением о премировании, положением об оплате труда и т.д.), на который имеется ссылка в трудовом договоре или в коллективном договоре – это не противоречит ч. 4 ст. 178 ТК РФ.

При этом, независимо от конкретного варианта и основания выплаты дополнительного выходного пособия, главный вопрос у бухгалтера – как правильно исчислить налоги и взносы во внебюджетные фонды?

Проанализируем обозначенный вопрос, ориентируясь на актуальную правоприменительную практику. При этом еще раз акцентируем внимание – мы рассматриваем именно выплачиваемые при увольнении по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ) дополнительные выходные пособия, т.е. выходные пособия, прямо не предусмотренные императивными нормами законодательства.

НДФЛ

Из абз. 8 п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (НК РФ) следует, что выплачиваемые при увольнении работников выходные пособия не подлежат налогообложению НДФЛ в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (СМЗ) (или шестикратный размер СМЗ для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Однако, если буквально читать диспозицию п. 3 ст. 217 НК РФ, то следует вывод, что указанная норма распространяется только на компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

В то же время рассматриваемые нами выходные пособия – это выплаты, прямо не предусмотренные императивными нормами законодательства, установленные (согласованные) на основании достигнутых договоренностей между работодателем и работником (работниками), в порядке их свободного волеизъявления (что допускается диспозитивной нормой ч. 4 ст. 178 ТК РФ).

Можно ли в отношении таких выходных пособий применять льготу, предусмотренную п. 3 ст. 217 НК РФ?

В подавляющем большинстве актуальных письменных разъяснений Минфина России и ФНС России, а также в значительном количестве судебных решений на данный вопрос дается положительный ответ: выходные пособия, выплачиваемые при увольнении сотрудника на основании соглашения о расторжении трудового договора (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ), освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер СМЗ (шестикратный размер СМЗ для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) СМЗ подлежат обложению НДФЛ в общем порядке (Письма Минфина России от 11 сентября 2015 г. № 03-04-06/52516, от 03 сентября 2015 г. № 03-04-06/50686, от 20 мая 2015 г. № 03-04-06/28905, от 02 июля 2015 г. № 03-04-05/38340, от 07 апреля 2015 г. № 03-04-05/19466, от 20 мая 2015 г. № 03-04-06/29022, от 15 мая 2015 г. № 03-04-06/28022, от 28 апреля 2015 г. № 03-04-05/24391, от 23 апреля 2015 г. № 03-04-06/23437, от 08 апреля 2015 г. № 03-04-06/19679, от 03 марта 2015 г. № 03-04-06/11084 и др.; Письма ФНС России от 23 апреля 2015 г. № БС-4-11/7003@, от 03 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16605@, от 02 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16533@, от 13 сентября 2012 г. № АС-4-3/15293@ и др.; Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 27 апреля 2015 г. по делу № 33-1745/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 16 апреля 2015 г. по делу № 33-12679 и др.).

В то же время имеется достаточно многочисленная судебная практика, придерживающаяся, по сути, противоположного подхода: выходные пособия, выплачиваемые при увольнении работника на основании соглашения о расторжении трудового договора, нельзя считать компенсационными выплатами, установленными законодательством; право работодателя самостоятельно устанавливать дополнительные случаи выплаты выходного пособия не означает того, что данная выплата является установленной законодательством, и подпадает под перечень выплат, не подлежащих обложению НДФЛ согласно п. 3 ст. 217 НК РФ (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 марта 2015 г. № 33-4436/2015 по делу № 2-5589/2014; Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2015 г. по делу № 33-167/2015; Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 06 августа 2014 г. по делу № 33-7507/2014; Апелляционные определения Московского областного суда от 23 июля 2014 г. по делу № 33-16087/2014, от 24 февраля 2014 г. по делу № 33-4135/2014; Апелляционные определения Свердловского областного суда от 22 апреля 2014 г. по делу № 33-3874/2014, от 10 октября 2013 г. по делу № 33-12404/2013 и др.).

Первый подход, по нашему мнению, в настоящее время следует считать приоритетным (поскольку он подкрепляется, помимо судебной практики, также и многочисленными «доминирующими» разъяснениями Минфина России и ФНС России), но рассматривать его в качестве абсолютно бесспорного и безрискового неверно (учитывая наличие достаточно многочисленной противоположной судебной практики).

Вывод: можно придерживаться позиции, согласно которой выходные пособия, выплачиваемые при увольнении сотрудника на основании соглашения о расторжении трудового договора (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ), в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер СМЗ (шестикратный размер СМЗ для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), освобождаются от обложения НДФЛ. Но, следует учитывать, что такая позиция сопряжена с определенными налоговыми рисками, степень которых, по нашему мнению, во многом будет зависеть от готовности налогоплательщика к активной и профессиональной досудебной и судебной защите.

В части превышения трехкратного размера СМЗ (шестикратного размера СМЗ для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) анализируемые выходные пособия подлежат обложению НДФЛ в общем порядке.

Страховые взносы

С 01 января 2015 г. в отношении страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предусмотрена льгота, аналогичная по своему содержанию вышерассмотренной налоговой льготе в п. 3 ст. 217 НК РФ: не подлежат обложению страховыми взносами установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанные, в том числе, с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия в части, превышающей в целом трехкратный размер СМЗ или шестикратный размер СМЗ для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (абз. 3 пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – «Закон № 212-ФЗ») и абз. 8 пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – «Закон № 125-ФЗ»)).

Обратим внимание: в указанных нормах Закона № 212-ФЗ и Закона № 125-ФЗ, также как и в п. 3 ст. 217 НК РФ, речь идет о компенсационных выплатах, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Правоприменительная практика в отношении норм абз. 3 пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ и абз. 8 пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ до настоящего времени пока еще не сложилась. Тем не менее, уже сейчас можно встретить отдельные разъяснения, указывающие, что выходные пособия, выплачиваемые при увольнении сотрудника на основании соглашения о расторжении трудового договора, в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер СМЗ (шестикратный размер СМЗ для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), освобождаются от обложения страховыми взносами (п. 1 Приложения к Письму ФСС РФ от 14 апреля 2015 г. № 02-09-11/06-5250; Письма Минтруда России от 29 апреля 2015 г. № 17-4/В-226, от 05 августа 2015 г. № 17-4/В-404, от 21 июля 2016 г. № 17-4/В-283).

Но, учитывая практически полную идентичность структуры данных норм Закона № 212-ФЗ, Закона № 125-ФЗ и вышерассмотренной налоговой льготы в п. 3 ст. 217 НК РФ, полагаем, следует ожидать появление в ближайшее время и второго подхода (как минимум, в судебной практике): выходные пособия, выплачиваемые при увольнении работника на основании соглашения о расторжении трудового договора (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ), не подпадают под перечень выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами согласно абз. 3 пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ и абз. 8 пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, поскольку данные пособия не являются компенсационными выплатами, прямо установленными законодательством, а предусматриваются в качестве дополнительных выплат на основании свободного волеизъявления сторон трудового договора.

Вывод: можно придерживаться позиции, согласно которой выходные пособия, выплачиваемые при увольнении сотрудника на основании соглашения о расторжении трудового договора (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ), в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер СМЗ (шестикратный размер СМЗ для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), освобождаются от обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Но, следует учитывать, что такая позиция сопряжена с определенными рисками, степень которых, по нашему мнению, во многом будет зависеть от готовности плательщика взносов к активной и профессиональной досудебной и судебной защите.

В части превышения трехкратного размера СМЗ (шестикратного размера СМЗ для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) анализируемые выходные пособия подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке.

Можно ли учесть в расходах?

С 01 января 2015 г. ответ на данный вопрос вполне однозначен: согласно действующей с указанной даты редакции п. 9 ч. 2 ст. 255 НК РФ выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, прямо отнесены к расходам на оплату труда.

Таким образом, даже если выходное пособие предусмотрено только соглашением о расторжении трудового договора (т.е. непосредственно при увольнении работника), такое выходное пособие может быть учтено в расходах (это подтверждается также, например, Письмами Минфина России от 20 мая 2015 г. № 03-03-06/1/28978, от 19 марта 2015 г. № 03-03-06/1/15130, от 16 марта 2015 г. № 03-03-06/1/13749, № 03-03-06/1/13741, № 03-03-06/1/13770, от 27 февраля 2015 г. № 03-03-06/1/10029, от 30 января 2015 г. № 03-03-06/1/3654 и др.).

Это правило действует как при исчислении налога на прибыль организаций, так и при применении УСН с объектом «доходы минус расходы», а также при исчислении работодателями – индивидуальными предпринимателями НДФЛ (п. 9 ч. 2 ст. 255 НК РФ во взаимосвязи с нормами пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и п. 1 ст. 221 НК РФ).

Напомним, ранее этот вопрос относился к числу спорных. В частности, применительно к правоотношениям, действовавшим до 01 января 2015 г., широко распространена была позиция, согласно которой выходные пособия, выплачиваемые при увольнении сотрудника только на основании соглашения о расторжении трудового договора, если такие выходные пособия ранее не были предусмотрены ни трудовым договором, ни коллективным договором, не могут быть учтены в расходах (см., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2014 г. по делу № А29-9206/2013; Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2015 г. № Ф04-20773/2015 по делу № А27-20085/2014, от 15 мая 2015 г. № Ф04-17222/2015 по делу № А27-8298/2014; Постановления Арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2015 г. № Ф05-12629/2015 по делу № А40-158301/14, от 06 марта 2015 г. № Ф05-1364/2015 по делу № А40-40945/14; Письмо ФНС России от 28 июля 2014 г. № ГД-4-3/14565@; Письма Минфина России от 29 июля 2013 г. № 03-03-06/1/30009, от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/188, от 09 июля 2010 г. № 03-03-06/4/66 и др.).

Вывод: выходные пособия, выплачиваемые с 01 января 2015 г. при увольнении сотрудника на основании соглашения о расторжении трудового договора (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ), могут быть учтены в расходах как при исчислении налога на прибыль организаций, так и при исчислении УСН или НДФЛ – в рамках соответствующих применяемых систем налогообложения (независимо от того, предусмотрены ли такие выходные пособия только в соглашении о расторжении трудового договора либо же они ранее также были предусмотрены в трудовом договоре и (или) в коллективном договоре и (или) в локальных нормативных актах работодателя).

Налоговые риски при таком подходе практически отсутствуют.

Надеемся, сформулированные в настоящей статье выводы и рекомендации станут полезными работодателям при решении спорных вопросов учета выплат, осуществляемых в пользу работников при расторжении трудового договора по соглашению сторон.

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru