Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo - Consulting & audit

Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ в НК РФ внесены изменения, согласно которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС только в электронном виде, а налоговые органы вправе запрашивать у налогоплательщиков пояснения, первичные документы в случае, если данные представленных деклараций по НДС будут противоречить данным деклараций их контрагентов. Для реализации такой возможности с 1 января 2015 г. вводится новая форма декларации по НДС.

Начиная с отчетности за I квартал 2015 г., декларация по НДС должна заполняться по новой форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/556@. Соответственно, форма налоговой декларации, утвержденная приказом Минфина РФ от 15.10.2009 г. №104н, утратила силу (приказ Минфина РФ от 01.12.2014 г. №141н).

Дата представления обновленной формы налоговой декларации за I квартал 2015 г. - не позднее 27 апреля 2015 г. (п. 7 ст. 6.1, ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Суть измененной формы налоговой декларации сводится к выявлению «проблемных» контрагентов у налогоплательщиков на стадии проведения налоговыми органами предварительного проверочного анализа налоговой отчетности.

Поскольку в состав налоговой декларации входят сведения из книг покупок (продаж), а также журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (у посредников), то представленные в электронном формате данные будут сверяться с аналогичными данными контрагентов налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

Процедурные моменты заполнения декларации

Новая декларация включает в себя следующие уже привычные разделы:

- раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика»;

- раздел  2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»;

- раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ» (с учетом двух приложений, касаемых восстановленной суммы НДС по объектам недвижимости, а также сумм НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории РФ, через свои подразделения);

- раздел 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена»;

- раздел 5 «Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)»;

- раздел 6 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена»;           

- раздел 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции,  не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев»;  

а также новые разделы:

- раздел 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» (с учетом приложения «Сведения из дополнительных листов книги покупок»);

- раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» (с учетом приложения  «Сведения из дополнительных листов книги продаж»);

- раздел 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров  или  на основе договоров транспортной экспедиции,  отражаемых за истекший налоговый период»;

- раздел 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или  на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период»;

- раздел 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ».

При этом обязательными для всех налогоплательщиков (налоговых агентов) являются титульный лист и раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика» налоговой декларации (п. 3 Порядка декларации).

Перед тем, как перейти к анализу новых разделов заполнения налоговой декларации, несколько слов о внесенных изменениях в привычные разделы.

В разделе 1 налоговой декларации изменилась строка 010. Ранее строка называлась «код по ОКАТО», а теперь «код по ОКТМО». Напомним, что уже с 1 января 2014 г. налогоплательщики должны были проставлять в этой строке код по ОКТМО (письмо ФНС РФ от 17.10.2013 г. №ЕД-4-3/18585). Аналогичные изменения коснулись и строки 50 раздела 2 в отношении налоговых агентов.

Раздел 3 также подвергся небольшим корректировкам как в части начисления НДС, так и в части налоговых вычетов. Из раздела 3 убрали строку 080 «Суммы, связанные с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров (работ, услуг)» (ст. 162 НК РФ). Однако сам объект налогообложения никуда не исчез. Поэтому в новой декларации такие операции отдельно не выделяются, а отражаются в составе выручки в соответствующих строках 010-040 (в зависимости от применяемой налоговой ставки НДС).

В обновленном разделе 3 появились новые корректировочные строки 105 -109. В этих строках показывается корректировка стоимости реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по контролируемым сделкам (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

В части налоговых вычетов в обновленной форме декларации не требуется выделять сумму «входного» НДС, предъявленного подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) по выполненным работам при проведении капитального строительства. Сумма вычетов по этим операциям будет отражена по строке 120 вместе с остальными вычетами по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам согласно п.2 и п.5 ст. 171 НК РФ (п. 38.8 Порядка заполнения).

Изменения коснулись и порядка отражения «таможенного» НДС. Теперь по строке 150 раздела 3 указывается сумма уплаченного «таможенного» НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории (ст. 171 и 172 НК РФ).

Поправки уточняющего характера внесены в строку 160 раздела 3, касающегося вычетов косвенного НДС. В строке 160 будет показана сумма уплаченного НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией с территории государств - членов Таможенного союза (п. 38.12 Порядка заполнения декларации).

Напомним, что ранее в налоговой декларации строка 170 складывалась из сумм вычетов по строкам 180 и 190. Причем в строке 180 отражалась сумма налога, уплаченная таможенным органам, а в строке 190 приводилась отдельно сумма, уплаченная налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь.

Такая детализация уже не являлась актуальной, поскольку налогоплательщики уплачивают косвенный НДС также при ввозе товаров из Казахстана (с 01.07.2010 г.) и из Армении (с 01.01.2015 г.).

Теперь перейдем к анализу новых разделов заполнения налоговой декларации.

Раздел 8 заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением указанных в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) в случаях возникновения права на налоговые вычеты согласно ст. 172 НК РФ.

По строке 001 указывается признак актуальности представляемых сведений. Сведения по строке 001 заполняются только в случае представления уточненной декларации. А в случае представления первичной декларации в строке 001 ставится прочерк.

Основанием для заполнения строк 010 - 180 графы 3 являются данные, указанные соответственно в графах 2-8, 10-16 книги покупок (п.45.3, п.45.4 Порядка заполнения декларации).

Сами показатели по строкам 010 - 180 заполняются в порядке, аналогичном порядку заполнения показателей граф 2-8, 10-16 книги покупок (раздел II Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137).

В строке 190 графы 3 указывается общая сумма НДС, которая тождественна значению строки «Всего» книги покупок. Также как и в книге покупок, итоговая сумма НДС приводится в рублях и копейках.

Строка 190 подлежит заполнению только на последней странице раздела 8 декларации, на остальных же страницах по строке 190 ставится прочерк.

Необходимость заполнения Приложения №1 к разделу 8 возникает в случаях внесения изменений в книгу покупок по истечении налогового периода, за который представляется декларация.

Источник информации для заполнения строк декларации тот же, что и для книги покупок, разница лишь в том, что за основу берется дополнительный лист книги покупок.

Раздел 8 построен таким образом, что на каждую входящую счет-фактуру подлежит заполнению 2 страницы декларации. То есть количество страниц раздела декларации будет существенно больше, нежели книги покупок. Например, если у налогоплательщика за налоговый период в книге покупок насчитывается 400 счетов-фактур, то раздел 8 налоговой декларации будет состоять из 800 страниц.

Еще один важный момент. Право налогоплательщика переносить налоговые вычеты по НДС подтвердил Пленум ВАС РФ (п.27 постановления от 30.05.2014 г. №33). На практике это означает, что заявить НДС к вычету налогоплательщик может в течение трех лет с момента возникновения такого права.

Законодательно разрешено заявлять вычеты по счетам-фактурам, полученным после окончания квартала, но до периода подачи налоговой декларации. То есть счет-фактура должен быть в наличии у налогоплательщика до 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Исходя из этого, зеркальность отражения в одном налоговом периоде начисления НДС у продавца и, соответственно, вычета у покупателя может быть не соблюдена. А вместе с тем, это станет поводом для дачи пояснений налоговому органу, если глубина налоговой проверки счетов-фактур контрагентов будет ограничено только одним налоговым периодом.

Продолжение статьи...

Статья актуальна на 04.02.15