Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
В последнее время средства массовой информации пестрят сообщениями о появлении в России неких офшорных территорий, которые якобы призваны стать альтернативой зарубежным офшорам.
Понятно, подобная подача информации вызвала большой интерес к нововведениям как со стороны предпринимателей, так и со стороны специалистов в области налогового права и налогового планирования.
Не оставили эту новость без внимания и простые граждане, расценив ее как принципиальную смену политики властей в отношении офшоров. Как же так, ведь первые лица государства, в том числе чиновники финансово-экономического сектора, на протяжении многих лет преподносили тему офшоров исключительно в негативном аспекте? А тут вдруг появляются офшоры непосредственно на территории России…
Попробуем разобраться в нововведениях (речь идет об изменениях, введенных пакетом законов от 03.08.2018 № 290-ФЗ, № 291-ФЗ, № 294-ФЗ и др.), обозначив по пунктам их основную суть.
1. На территории Российской Федерации появляются два специальных административных района (САР) – на острове Русский (Приморский край) и острове Октябрьский (Калининградская область), с особым правовым режимом.
Создание и функционирование САР регулирует отдельный Федеральный закон № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» (далее – «Закон № 291-ФЗ»).
2. На территорию этих САР (соответственно, под юрисдикцию России) могут перерегистрироваться иностранные юридические лица, являющиеся коммерческими корпоративными организациями, которые на момент перерегистрации отвечают установленным требованиям (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 290-ФЗ «О международных компаниях» (далее – «Закон № 290-ФЗ»), п. 4 ст. 5 Закона № 291-ФЗ), в том числе:
-
осуществляют непосредственно сами, через обособленные подразделения или через подконтрольных лиц предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств, в т.ч. в Российской Федерации;
-
зарегистрированы (созданы) в государстве, являющемся членом или наблюдателем ФАТФ и (или) Комитета Манивэл;
-
не являются кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, операторами платежных систем и операторами услуг платежной инфраструктуры.
При этом такая перерегистрация представляет собой некий полный «переезд» из прежней юрисдикции в новую юрисдикцию (Российская Федерация), абсолютно со всеми правами, обязательствами, с сохранением акционеров/участников и акций/долей участия в других организациях (т.е. в т.ч. с сохранением холдинговой структуры). И даже права и обязанности акционеров/участников останутся теми же (даже если их содержание не соответствует требованиями, предъявляемым российским законодательством для «своих» – российских организаций и их акционеров/участников) (ст.ст. 4, 7 Закона № 290-ФЗ).
«Переехавшие» иностранные организации получают особый статус международной компании (МК) и участника САР.
Такой полный «переезд» называется редомициляцией.
Отметим, что подобная процедура «переезда» предусматривается в законодательстве Российской Федерации впервые (до этого не было абсолютно никаких вариантов по полному переводу/перерегистрации иностранной организации на территорию Российской Федерации, кроме как через процедуру ликвидации и создания по сути нового юридического лица).
Установленный Законом № 290-ФЗ особый правовой статус МК имеет приоритет перед нормами законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг (п. 3 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Для целей налогового законодательства МК признаются российскими организациями (п. 2 ст. 11 НК РФ).
3. МК обязана заключить договор об осуществлении деятельности и принять на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации в размере не менее 50 млн. рублей (ст. 2 Закона № 290-ФЗ, ст.ст. 5, 12 Закона № 291-ФЗ; Законом № 290-ФЗ определены и возможные формы таких инвестиций). Кроме того, в последующем МК обязана будет уплачивать ежегодный регистрационный сбор (пока его размер и порядок уплаты не установлены) – ст. 12 Закона № 290-ФЗ. Нельзя не обратить внимание, что подобный регистрационный сбор существует в большинстве «классических» офшоров.
4. Предусматривается также характерная для «классических» офшоров возможность МК закрыть доступ к информации о своих участниках и руководителе (ст. 6 Закона № 290-ФЗ). Но это не касается российских государственных органов, органов местного самоуправления (т.е., по сути, «закрыться» можно только от любопытствующих частных лиц).
5. По налоговым льготам:
Для получения налоговых льгот МК должна подтвердить дополнительный статус международной холдинговой компании (МХК) – ст. 24.2 НК РФ. Это возможно при соответствии ряду условий:
-
иностранная организация, «на базе» которой появилась МК, была создана до 01.01.2018;
-
контролирующие лица иностранной организации, «на базе» которой появилась МК, стали таковыми до 01.01.2017 (за некоторыми исключениями – п. 4 ст. 24.2 НК РФ);
-
МК должна представить в налоговый орган финансовую отчетность за предшествующий финансовый год (т.е. за финансовый год, кода МК была еще иностранной организацией), положительное аудиторское заключение, сведения о контролирующих лицах, т.е. МК придется «раскрыться» перед российским налоговым органом.
Если МК подтверждает статус МХК, то у нее появляются следующие налоговые льготы:
А. Дивиденды, полученные МХК, будут облагаться налогом на прибыль по нулевой ставке (пп. 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Для этого должен выполняться ряд условий, в частности:
-
на день принятия решения о выплате дивидендов МХК должна непрерывно владеть на праве собственности в течение не менее 365 календарных дней не менее чем 15-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, которая выплачивает дивиденды;
-
сама выплачивающая дивиденды организация не должна находиться в государстве из утвержденного Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н (ред. от 02.11.2017) перечня офшоров.
B. Дивиденды, которые выплачены МХК иностранным лицам, будут облагаться налогом на прибыль по ставке 5% (пп. 1.2 п. 3 ст. 284 НК РФ). Для применения этой льготы также установлен ряд условий, например, МХК на дату выплаты дивидендов должна быть публичной компанией.
C. Доходы от реализации (иного выбытия) акций или долей участия в российских или иностранных организациях, которые получает МХК, будут облагаться налогом на прибыль по нулевой ставке, но опять же при выполнении ряда условий (п. 4.1 ст. 284, ст. 284.7 НК РФ).
D. Прибыль МХК не будет учитываться при расчете прибыли контролирующего ее лица (пп. 9 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ). И, наоборот, – при выполнении некоторых условий МХК не должна будет учитывать в своей налоговой базе прибыль контролируемых ею иностранных компаний (пп. 58 п. 1 ст. 251 НК РФ). Т.е., по сути, в отношении МХК, при выполнении ряда условий, «блокируется» применение правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
Вышеперечисленные налоговые нововведения уже вступили в силу, за исключением льгот по налогу на прибыль (которые начнут действовать с 01.01.2019 – очередного налогового периода).
Кстати, в отступление от общих правил, контролирующим лицом МК, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая МК, признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой МК (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15% (п. 3.1 ст. 25.13 НК РФ).
Нововведения в НК РФ предусматривают также особенности формирования МК стоимости имущества (имущественных прав) (ст. 275.3 НК РФ).
Как видим, принятые нововведения действительно позволяют говорить о появлении в России территорий с особым правовым (в т.ч. налогово-правовым) режимом. Но, в отличие от «классических» офшоров, основная цель создания таких территорий заключается не в привлечении все новых и новых резидентов, а в создании условий для «переезда» под российскую юрисдикцию уже существующих иностранных компаний (содержание которых в зарубежных юрисдикциях, например, по каким-то причинам стало «неудобным»). При этом такой «переезд» обеспечивает сохранение холдинговой и корпоративной структуры – что принципиально важно.
Предусмотренные для этих «российских офшоров» налоговые льготы – существенные, но, как мы обозначили выше, все они, по сути, ориентированы на ситуации, когда «переехавшая» в «российский офшор» иностранная организация (МХК) является частью холдинговой структуры.
В том числе, на фоне международных санкций принятые нововведения позволяют крупным российским бизнес-структурам покинуть зарубежную «налоговую гавань» и «переехать» под российскую юрисдикцию, с расчетом на некоторые налоговые льготы.
По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru