Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Перенесение срока уплаты налогов является известным, но малоиспользуемым способом налоговой оптимизации. Введение режима повышенной готовности к чрезвычайной ситуации привело к прекращению или резкому сокращению деятельности многих организаций. Такие форс-мажорные обстоятельства дали Правительству РФ повод заметно снизить требования к налогоплательщикам, претендующим на отсрочку по налогам, а также значительно упростить процедуру ее получения. Открыта эта возможность и для ряда бюджетных учреждений, о чем подробно поговорим в статье.

Условия для получения отсрочки (рассрочки) по налогам

Организации, ведущие деятельность в сферах, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, имеют право на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов в порядке и на условиях, предусмотренных правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

Эти Правила устанавливают упрощенный порядок (по сравнению с общим порядком, определенным в гл. 9 НК РФ) предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 утвержден перечень таких отраслей российской экономики. В этот перечень входят следующие виды деятельности, в которых традиционно трудятся БУ:

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности

Код ОКВЭД 2

Культура, организация досуга и развлечений

Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

90

Деятельность в области демонстрации кинофильмов

59.14

Деятельность музеев

91.02

Деятельность зоопарков

91.04.1

Производство изделий народных художественных промыслов

32.99.8

Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

93

Деятельность физкультурно-оздоровительная

96.04

Деятельность санаторно-курортных организаций

86.90.4

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

79

Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

Образование дополнительное детей и взрослых

85.41

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми

88.91

Деятельность по организации конференций и выставок

Деятельность по организации конференций и выставок

82.3

Деятельность в области здравоохранения

Стоматологическая практика

86.23

Средства массовой информации и производство печатной продукции

Деятельность в области телевизионного и радиовещания

60

Деятельность сетевых изданий

63.12.1

Деятельность информационных агентств

63.91

Печатание газет

18.11

Издание книг

58.11

Издание газет

58.13

Издание журналов и периодических изданий

58.14

Как сказано в абз. 2 п. 1 и п. 13 Правил, к пострадавшим могут быть также причислены:

  • стратегические организации – организации, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р;

  • системообразующие организации – организации, перечень которых утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;

  • градообразующие организации – организации, у которых среднее количество застрахованных лиц согласно расчетам по страховым взносам за последние четыре отчетных периода составляет более 5 тыс.

То есть БУ могут претендовать на отсрочку, исходя из отраслевой принадлежности, а также как градообразующие организации при наличии численности персонала выше 5 тыс. человек.

Предварительно узнать, соответствует ли БУ условиям предоставления отсрочки (рассрочки), можно на сайте Федеральной налоговой службы с помощью специального сервиса service.nalog.ru/covid2/. Проверка такой возможности производится по ИНН или ОГРН.

Виды налогов, подлежащих реструктуризации

В силу п. 2 Правил БУ могут претендовать на отсрочку (рассрочку) в отношении налогов, авансовых платежей по таким налогам, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период с 01.01.2020 до 31.12.2020 (включительно). При этом если БУ осуществляют деятельность в сферах, перечисленных в приложении 1к Правилам, то они могут воспользоваться отсрочкой (рассрочкой) по налогам, включая НДС.

Перечень видов деятельности для целей применения отсрочки (рассрочки) по НДС

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности

Код ОКВЭД 2

Культура, организация досуга и развлечений

Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

90

Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

93

Деятельность физкультурно-оздоровительная

96.04

Деятельность санаторно-курортных организаций

86.90.4

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

79

Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

Образование дополнительное детей и взрослых

85.41

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми

88.91

Деятельность по организации конференций и выставок

Деятельность по организации конференций и выставок

82.3

Прочие бюджетные учреждения, пострадавшие из-за пандемии коронавирусной инфекции, включая градообразующие, также имеют право отложить уплату своих налогов, кроме НДС.

Критерии деятельности для получения права на отсрочку (рассрочку)

Одного факта осуществления деятельности в пострадавших от пандемии отраслях недостаточно. Согласно п. 3 Правил БУ должно доказать действительность причиненного ущерба, для чего довести до сведения налоговых органов информацию об одном из следующих показателей хозяйственной жизни:

  • снижение доходов более чем на 10%;

  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10%;

  • получение убытка по данным деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

Размер доходов определяется на основании данных декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый (отчетный) период. Расчет снижения размера доходов производится на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке. Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 года. Размер доходов от реализации товаров (работ, услуг) определяется на основании сведений декларации по НДС за соответствующий налоговый период. Наличие убытка определяется на основании сведений декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подается заявление.

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) налога

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, в том числе региональных и местных, принимает налоговый орган по месту нахождения БУ.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется с календарной даты, установленной соответствующими положениями НК РФ, законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах для исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.

Сроки предоставления отсрочек (рассрочек) начинают течь с момента вынесения соответствующего решения.

Отсрочка (рассрочка) на срок, превышающий шесть месяцев, дается при условии предоставления БУ в залог недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого превышает сумму налогов или страховых взносов, включаемых в график погашения задолженности, либо поручительства или банковской гарантии, соответствующих требованиям, предусмотренным ст. 74, 74.1 и п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ (абз. 2 п. 9 Правил).

Условия предоставления отсрочки установлены в п. 11 Правил:

Основание для предоставления отсрочки

Срок отсрочки

Снижение доходов

Более чем на 50%

1 год

Более чем на 30%

9 месяцев

Более чем на 20%

6 месяцев

Наличие убытков при одновременном снижении доходов

Более чем на 30%

1 год

Более чем на 20%

9 месяцев

Снижение доходов градообразующих БУ

На 30%

1 год

На 20%

9 месяцев

На 10%

6 месяцев

Другие случаи

3 месяца

Пример 1.

БУ претендует на отсрочку по налогам, так как осуществляет деятельность в сфере из перечисленных в приложении 1 к Правилам и доходы учреждения снизились более чем на 50%. БУ оформляет отсрочку по НДС в сумме 3 млн руб., дата уплаты которого 25.05.2020. Срок отсрочки – один год. В залог передается недвижимость кадастровой стоимостью 4,5 млн руб. Рассчитаем относительную экономию, приняв как допущение, что если БУ направит высвободившиеся денежные средства на поддержание своей внебюджетной деятельности, то доходность от их использования составит 9% годовых. Госпошлина за регистрацию договора залога – 22 тыс. руб.

3 000 000 руб. х 9% – 22 000 руб. = 248 000 руб.

Рассрочка предоставляется при условии уплаты налогов ежемесячно равными долями, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении рассрочки. Конкретные причины для получения рассрочки перечислены в п. 12 Правил:

Основание для предоставления рассрочки

Срок рассрочки

Снижение доходов градообразующих БУ

На 50%

5 лет

На 30%

3 года

Для иных БУ

При наличии хотя бы одного из двух критериев:

  • снижение доходов более чем на 50%;

  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%

3 года

Если в результате представления бюджетным учреждением уточненной налоговой декларации либо по результатам мероприятий налогового контроля будет установлено несоответствие условиям, предусмотренным п. 1 и 3 Правил, решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) отменяется с начислением пеней со дня, установленного законодательством о налогах и сборах для их уплаты.

Повторное предоставление отсрочки (рассрочки), не допускается, однако если в заявлении был указан меньший срок, чем максимально допустимый срок, определенный Правилами, то БУ вправе до окончания срока действия отсрочки (рассрочки) подать заявление о его продлении в пределах оставшегося срока. Также БУ вправе заменить отсрочку на рассрочку в порядке, установленном п. 14 Правил.

Пример 2.

Уточним условия примера 1. Перед окончанием срока отсрочки БУ переоформляет отсрочку на рассрочку сроком на три года, первый из которых истекает. Таким образом, в первый год БУ получит отсрочку, а в два оставшихся – рассрочку. Рассчитаем экономию за оставшийся срок рассрочки с учетом ежемесячного равномерного погашения задолженности и экономию за весь период реструктуризации.

Экономия за период рассрочки: 3 000 000 руб. / 2 х 9% х 24 мес. / 12 мес. = 270 000 руб.

Экономия за весь период (один год отсрочки и два года рассрочки): 3 000 000 руб. х 9% + 3 000 000 руб. / 2 х 9% х 24 мес. / 12 мес. – 22 000 руб. = 518 000 руб.

Рассрочка из-за ежемесячного графика гашения не столь выгодна, как отсрочка. Но с учетом того, что срок отсрочки один год, а рассрочки – три года, по совокупности факторов большую экономию налогоплательщик получит, используя рассрочку с максимальным сроком.

Порядок оформления документов для получения отсрочки (рассрочки) по налогу

Заявление и обязательство соблюдения условий отсрочки (рассрочки) подаются в налоговый орган по месту нахождения БУ. Заявления на отсрочку (рассрочку) принимаются до 01.12.2020.

Если БУ претендует на рассрочку на срок более шести месяцев, то вместе с заявлением прикладывается предполагаемый график погашения долга и информация об обеспечении (залоге, поручительстве или банковской гарантии). При этом документы, предусмотренные пп. 3 – 5, 7 п. 5, п. 5.1 ст. 64 НК РФ (справки из банков, перечень контрагентов-должников с указанием цен договоров и др.), не требуются.

С момента подачи заявления до момента принятия решения по нему налоговым органом не применяются меры по взысканию задолженности. В указанном случае приостанавливается течение сроков, определенных ст. 46 и 70 НК РФ для направления требований об уплате налогов, авансов по ним и страховых взносов, а также принятия решений по их взысканию.

Пени не начисляются со дня, предусмотренного законодательством о налогах и сборах для их уплаты (п. 8 Правил).

* * *

Отсрочка (рассрочка) на условиях, предложенных Правительством РФ, равнозначна получению беспроцентного кредита, ведь согласно п. 8 Правил на отложенные к оплате суммы пени не начисляются, а уже начисленные пени пересчитываются по нулевой ставке. Для БУ это возможность, во-первых, в ситуации с запретом на привлечение банковских кредитов получить заемные средства, во-вторых, найти неиспользуемому имуществу применение в виде залога по налоговой отсрочке. Несмотря на то, что отдельные виды деятельности БУ льготируются по налогу на прибыль и НДС, экономический смысл воспользоваться нормами Правил сохраняется, поскольку можно отложить уплату страховых взносов (включая взносы по травматизму), налога на землю и налога на имущество.