Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист

В каком порядке гражданин России информирует российский налоговый орган о преимущественном пребывании за пределами России (как основании неуведомления о счетах/вкладах в иностранных банках и непредставления отчетов по ним)?

Все граждане России являются валютными резидентами России (т.е. резидентами для целей законодательства о валютном регулировании и валютном контроле; пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; далее по тексту – «Закон № 173-ФЗ»). Помимо прочих обязанностей, по общему правилу они обязаны уведомлять российские налоговые органы об открытии/закрытии счетов/вкладов в иностранных банках, изменении их реквизитов, а также представлять отчеты по таким счетам/вкладам (см. подробнее: ч. 2, 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). За невыполнение/ненадлежащее выполнение этих обязанностей предусмотрены административные штрафы (ч. 2, 2.1, 6, 6.1-6.3, 6.5 КоАП РФ).

Но вышеуказанные обязанности уведомлять о счетах/вкладах в иностранных банках и представлять отчеты по ним не распространяются на граждан России, преимущественно пребывающих за пределами России – более 183 дней в календарном году (см. подробнее: ч. 2, 7, 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ)1.

В настоящей статье мы хотим подробно рассмотреть следующий аспект: как гражданину России уведомить/проинформировать российский налоговый орган о преимущественном пребывании за пределами России (как основании неуведомления о счетах/вкладах в иностранных банках и непредставления отчетов по ним)?

Для лучшего восприятия материала разберем далее обозначенную тему по разделам.

I. Имеется ли у гражданина России обязанность самостоятельно (без соответствующих запросов, требований и т.д.) уведомлять/информировать российский налоговый орган о преимущественном пребывании за пределами России (как основании неуведомления о счетах/вкладах в иностранных банках и непредставления отчетов по ним)?

При отсутствии соответствующих запросов, требований и т.д. гражданин России не обязан уведомлять/информировать российский налоговый орган о преимущественном пребывании за пределами России (несмотря на то, что для налоговых органов такие сведения не являются «очевидными», в том смысле, что не предоставляются в автоматическом режиме из каких-либо иных источников).

Но, понятно, если гражданин России не уведомляет российский налоговый орган о своих счетах/вкладах в иностранных банках и/или не представляет отчеты по ним, то налоговый орган может потребовать исполнить данные обязанности либо пояснить/подтвердить причины их неисполнения; также российский налоговый орган может запросить соответствующие подтверждающие документы и т.д. (см. подробнее: ст.ст. 23, 24 Закона № 173-ФЗ). И вот в этом случае гражданину России, возможно, уже придется подтвердить преимущественное пребывание за пределами России (как основание неуведомления о счетах/вкладах в иностранных банках и/или непредставления отчетов по ним). Об этом мы подробнее напишем ниже.

II. Какими документами гражданин России может подтвердить свое преимущественное пребывание за пределами России?

Применительно к рассматриваемому вопросу, в законодательстве не закреплен конкретный перечень документов, которыми гражданин России может подтвердить свое преимущественное пребывание за пределами России.

Но, на наш взгляд, вполне можно руководствоваться разъяснениями Минфина России и ФНС России, которые многократно рассматривали данный вопрос применительно к определению налогового резидентства.

Итак, согласно разъяснениям Минфина России и ФНС России, применительно к налоговому резидентству, при определении количества календарных дней фактического пребывания (нахождения) в России или за пределами России могут быть учтены различные документы (либо их копии), например:

а) загранпаспорт с отметками о пересечении границы (Письма Минфина России от 21.04.2020 № 03-04-05/31921, от 14.10.2019 № 03-04-06/78518, от 18.07.2019 № 03-04-06/53227, от 12.07.2017 № 03-04-05/44434, от 15.08.2016 № 03-08-05/47797, Письма ФНС России от 27.12.2023 № ШЮ-4-17/16342@, от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086 и др.);

б) табели учета рабочего времени или даже справки с места работы о периодах работы – например, если гражданин работает у иностранного работодателя и его рабочее место находится на территории/объекте иностранного работодателя (в этом случае вышеуказанные табели учета рабочего времени и/или справки с места работы могут косвенно подтвердить дни фактического пребывания (нахождения) за пределами России) (Письма ФНС России от 27.12.2023 № ШЮ-4-17/16342@, от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086, от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@, от 22.01.2013 № ЕД-3-3/150@, Письма Минфина России от 15.08.2016 № 03-08-05/47797, от 12.08.2013 № 03-04-06/32676 и др.);

в) миграционная карта с данными о въезде и выезде из РФ (Письмо Минфина России от 15.08.2016 № 03-08-05/47797, Письма ФНС России от 27.12.2023 № ШЮ-4-17/16342@, от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086, от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ и др.);

г) справки/акты образовательного или медицинского учреждения – например, если гражданин проходил стационарное обучение или лечение, с указанием времени проведения обучения или лечения (Письма Минфина России от 18.05.2018 № 03-04-05/33747, от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182 и др.);

д) документы, подтверждающие проживание в гостинице (Письмо ФНС России от 27.12.2023 № ШЮ-4-17/16342@);

и иные документы (либо их копии), подтверждающие фактическое пребывание (нахождение) в России или за пределами России.

Но, например, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства (пребывания), вид на жительство, разрешение на временное пребывание (проживание), визы – не подтверждают дни фактического пребывания (проживания, нахождения) в России или за пределами России; названные документы подтверждают только право проживать (пребывать) на той или иной территории, но не подтверждают фактическое пребывание (проживание, нахождение). Такая позиция прослеживается в некоторых письмах Минфина России и ФНС России (Письма Минфина России от 01.12.2022 № 03-04-05/117677, от 19.12.2019 № 03-04-06/99463, от 24.06.2019 № 03-04-05/46120, от 23.05.2018 № 03-04-06/34676 и др., Письмо ФНС России от 27.12.2023 № ШЮ-4-17/16342@).

Также, например, преимущественное пребывание за пределами России нельзя достоверно подтвердить сертификатом/справкой о налоговом резидентстве иностранного государства. Налоговый орган вряд ли учтет этот документ для рассматриваемых целей. Дело в том, что налоговое резидентство конкретного иностранного государства может определяться в соответствии с законодательством этого государства по иным критериям, нежели преимущественное пребывание/проживание. Российский налоговый орган вряд ли будет в этом разбираться и углубляться в критерии получения налогового резидентства иностранного государства.

III. Если в налоговых правоотношениях по исчислению и уплате НДФЛ гражданин России фигурировал/выступал в качестве налогового нерезидента России, достаточно ли этого факта для подтверждения преимущественного пребывания за пределами России?

По общему правилу нет, этого факта недостаточно.

Во-первых, это сфера налоговых правоотношений. А валютные операции, счета в иностранных банках, уведомления и отчетность по ним – это сфера валютного регулирования и валютного контроля (Закон № 173-ФЗ).

Во-вторых, налогоплательщик в налоговых правоотношениях по исчислению и уплате НДФЛ может фигурировать/выступать в качестве налогового нерезидента России (в т.ч., например, применять соответствующие налоговые ставки при декларировании и уплате НДФЛ), но факт налогового нерезидентства России и преимущественного пребывания за пределами России может не перепроверяться налоговым органом.

Но, безусловно, если налогоплательщик представлял в налоговый орган документы, свидетельствующие о преимущественном пребывании за пределами России, в подтверждение налогового нерезидентства России, то эти же документы могут быть использованы/учтены в подтверждение оснований неуведомления о счетах/вкладах в иностранных банках и непредставления отчетов по ним.

IV. Может ли гражданин России как-то «превентивно» уведомить о своем преимущественном пребывании за пределами России, чтобы исключить возможные в последующем вопросы/требования/запросы со стороны налогового органа в отношении счетов/вкладов в иностранных банках?

Такой порядок в законодательстве прямо не предусмотрен.

Кроме того, нужно учитывать, что после каждого очередного истекшего календарного года вопрос о преимущественном пребывании в России/за пределами России в истекшем календарном году – вновь становится актуальным.

Можно, конечно, «превентивно», например, в начале каждого календарного года, направлять в налоговый орган по месту регистрации в России (по месту жительства) письмо о преимущественном пребывании за пределами России в истекшем календарном году (например, с приложением копии загранпаспорта с отметками о пересечении границы).

Но такое «превентивное» письмо может и не сработать, «затеряться» (поскольку, как мы указали выше, направлено вне какого-то формализованного/регламентированного порядка), и налоговый орган, несмотря на такое письмо, может позднее направить вопросы/требования/запросы по счетам в иностранных банках.

V. Если в течение календарного года гражданин России еще не превысил порог 183 дня пребывания за пределами России, но планирует его превысить.

Как быть гражданам, которые в течение текущего календарного года еще не превысили 183-дневный порог пребывания за пределами России, но предполагают его превысить?

Например, гражданин может с самого начала очередного календарного года находиться за пределами России, но, естественно, в мае и даже в июне он еще не превысит указанный 183-дневный порог. Вправе ли он в данном случае «авансом» пользоваться предусмотренными в Законе № 173-ФЗ послаблениями, в частности, не уведомлять российский налоговый орган о счетах/вкладах в иностранных банках, открытых/закрытых, например, в январе-мае текущего календарного года?

Конкретных ответов на этот вопрос в Законе № 173-ФЗ нет.

Но, например, Минфин России в Письме от 22.04.2020 № 03-01-10/32570 разъяснил, что физическое лицо – резидент исходя из предполагаемого количества дней, которое оно будет находиться за пределами территории России, в течение календарного года самостоятельно принимает решение о порядке осуществления валютных операций и исполнении (неисполнении) обязанностей по представлению в налоговые органы уведомлений об открытии счетов (вкладов) в иностранных банках и отчетов о движении средств по ним.

VI. А если гражданин России имеет также статус ИП…

Применительно к рассматриваемой в настоящей статье теме, законодательство не содержит специального регулирования для индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, индивидуальные предприниматели могут подтверждать свое преимущественное пребывание за пределами России в том же порядке, который мы рассмотрели в настоящей статье.


1. В ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ предусмотрен порядок уведомления о счетах/вкладах в иностранных банках и представления отчетов по ним для ситуации, когда ранее такие уведомления и отчеты не представлялись в связи с преимущественным пребыванием за пределами России (более 183 дней в календарном году), но в очередном истекшем календарном году резидент преимущественно пребывает в России.

По вопросам консультирования и юридической помощи обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru