Татьяна Рогова, юрист, член Палаты налоговых консультантов

Журнал «Документы и комментарии» № 17, сентябрь 2012 г.

Конституционный суд признал не соответствующей Конституции РФ часть первую статьи 3.1 Федерального закона от 24.07.07 № 216-ФЗ в той мере, в какой она допускает возможность обложения НДФЛ страховых выплат по договору добровольного долгосрочного страхования жизни, предусматривающему уплату страховых взносов работодателем в интересах застрахованного гражданина как до 1 января 2008 года (дата вступления в силу указанного закона), так и после этой даты. (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.12 №18-П По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области)

Скачать Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.12 №18-П По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области

Проблема

До 1 января 2008 года в соответствии с пунктом 3 статьи 213 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитывались суммы страховых взносов, вносимые за физических лиц из средств работодателей. Исключение составляли случаи, когда страхование физических лиц производилось работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона РФ от 27.11.92 № 4015‑1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, наступлением иных событий (страхование жизни) и с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Таким образом, во взаимосвязи с приведенной выше нормой до 1 января 2008 года страховые взносы, уплачиваемые работодателями из своих средств страховым компаниям в интересах застрахованных работников по договорам добровольного страхования жизни, облагались НДФЛ (к указанным исключениям они не относились). При этом страховые выплаты, которые полагались застрахованному физическому лицу от страховой компании по окончании срока действия договора страхования жизни, как следует из пункта 1 той же статьи, при определении налоговой базы по НДФЛ не учитывались.

С 1 января 2008 года Федеральным законом от 24.07.07 № 216-ФЗ (далее – Закон № 216‑ФЗ) был изменен порядок исчисления НДФЛ для лиц, в отношении которых организациями-работодателями заключены договоры добровольного долгосрочного страхования жизни на срок не менее пяти лет. Поправки затрагивали договоры, по которым в течение этих пяти лет не производились страховые выплаты в пользу застрахованного лица, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты в случае наступления смерти застрахованного лица).

Действующая редакция данной нормы предусматривает, что при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств ор-ганизаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся их работодателями, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

Таким образом, в настоящее время исключения, установленные в указанной норме, полностью охватывают все объекты личного страхования, в том числе страхование жизни. Следовательно, страховые взносы, уплачиваемые за физических лиц их работодателями по договорам добровольного личного страхования, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ. В то же время в пункте 1 статьи 213 НК РФ сказано, что страховые выплаты, производимые страховой компанией застрахованному физическому лицу в таких случаях, подлежат налогообложению.

Статьей 3.1 Закона № 216-ФЗ были предусмотрены переходные положения для договоров добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенных до 2008 года. Согласно им, если страховые взносы по таким договорам были уплачены в полном объеме до 2008 года, то в отношении них сохранялся прежний порядок налогообложения. Однако переходные положения не охватывали случаи, когда договор был заключен до 2008 года, а страховые взносы по нему уплачивались (уплачиваются) работодателями и после этой даты.

Получалось, что при уплате страховых взносов работодателем в интересах застрахованного лица возникала ситуация, когда налог на доходы физических лиц взимался дважды. Первый раз его удерживала организация-работодатель со страховых взносов согласно правилам, действовавшим до 2008 года. Второй раз налог удерживала страховая компания со страховых выплат застрахованному лицу на основании пункта 1 статьи 213 НК РФ в соответствии с новой редакцией.

Между тем реальный доход в виде выплат застрахованное лицо получало один раз.

Суд постановил

Конституционный суд РФ признал, что отсутствие в статье 3.1 Закона № 216-ФЗ переходного положения в отношении случаев, когда договор страхования заключен до 2008 года, а страховые взносы по нему уплачиваются работодателями и после указанной даты, нарушает принцип равенства и соразмерности налогообложения и обязал законодателя дополнить поправки.

До внесения необходимых изменений в отношении договоров, заключенных до 2008 года, будет действовать прежний порядок (взносы облагаются НДФЛ, а выплаты нет). Новые правила налогообложения распространяются только на договоры, заключенные после 2008 года.

Налогоплательщики, с которых удержали налог дважды, могут обратиться в налоговый орган по месту регистрации с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, а в случае отказа оспорить это решение в суде общей юрисдикции.