журнал «Документы и комментарии» № 12, июнь 2009 г.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.04.09 № А79-5797/2008


Суть спора. Чтобы стимулировать продажи своего товара, поставщик заключил с покупателем дистрибьюторское соглашение. На его основании продавец выплачивал премии за выполнение ежемесячных планов по закупке продукции и по объему продаж. Покупатель не включил в налоговую базу по НДС суммы вознаграждения, ведь он ничего не реализовал поставщику, а значит, объекта обложения НДС не возникло (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Однако налоговики сочли, что с полученных премий следовало заплатить НДС. По мнению контролеров, покупатель оказывал услуги, связанные с продвижением продукции и ее рекламой. Проверяющие доначислили ему НДС, пени и выписали штраф за неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ).

Позиция суда. Вывод налоговиков ошибочный. Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, работ или услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Если бы покупатель не только продавал товары, но также их рекламировал и продвигал, денежные средства, перечисленные за оказание таких услуг, нужно было бы облагать НДС. Но когда премии выплачиваются на основании дистрибьюторского соглашения, у покупателя не возникает обязанности передать продавцу товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги. Следовательно, такое вознаграждение не связано с расчетами за поставляемые товары. Значит, на него не распространяется требование подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

Покупатель получал премии, если выполнял планы по объемам закупленного и проданного товара. Цели такого поощрения – увеличение масштабов закупки продукции и количества торговых точек, где она реализуется, поддержка рынка сбыта и увеличение объема продаж. Данные цели не являются ни рекламой, ни продвижением товаров.

Примечание «ДК». Это первый спор такого рода, рассмотренный на уровне ФАС. Вывод, к которому пришли судьи, полностью согласуется с мнением Минфина России (например, письма от 28.09.06 № 03-04-11/182 и от 26.07.07 № 03-07-15/112 (далее – письмо № 03-07-15/112)).

В то же время специалисты ФНС России считают, что прогрессивную стимулирующую премию, которая выплачивается покупателю по результатам отгрузки товаров, следует рассматривать как оплату услуг и облагать НДС (письмо от 21.03.07 № ММ-8-03/207).

Поскольку в законодательстве нет четкого определения премии, важно корректно формулировать условие ее предоставления в договоре поставки или в отдельном соглашении. У налоговиков не должно появиться сомнений в том, что вознаграждение полагается именно за определенный объем закупок или продаж.

При этом в договоре стоит указать, что цена продукции остается неизменной. В противном случае у проверяющих может возникнуть соблазн признать премию скидкой, при которой произошло снижение цены проданных товаров. Такой вид поощрения для покупателя менее предпочтителен. Ему придется восстановить НДС, принятый к вычету, доплатить налог и заплатить пени, поскольку после получения скидки он вправе претендовать на вычет в меньшем размере, чем изначально было заявлено (письмо № 03-07-15/112). Правда, в этом случае продавец сможет уменьшить сумму НДС, хотя и не без дополнительных хлопот. Что же касается денежной премии, то пересчитать НДС, начисленный при отгрузке товаров, за которые выплачена премия, не получится. Об этом сказано в письме Минфина России от 20.12.06 № 03-03-04/1/847.