Автор: Виктория Ломовкина, Аудиторская компания «ВИЛАНА»

Компания планирует нанять физлицо (гражданина Казахстана), оказание агентских услуг на территории Казахстана. Какие могут возникнуть сложности при заключении данного договора для бухгалтерии (по налогам, страховым взносам)?

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Следовательно, у российской организации возникает обязанность по информированию и представлению в органы МВД РФ уведомления о заключении гражданско-правового договора с иностранным гражданином по форме, указанной в приложении № 13 к Приказу МВД РФ от 04.06.2019 № 363, если иностранный гражданин осуществляет деятельность на территории РФ.

Поскольку в рассматриваемом случае, иностранный гражданин осуществляет деятельность, находясь на территории иностранного государства, то указанной обязанности у российской организации не возникает.

НДФЛ

Если с иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг, при этом, работы выполняются, услуги оказываются иностранным гражданином на территории иностранного государства (не в Российской Федерации), то согласно со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Если физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ, его доходы от источников за пределами РФ в виде вознаграждения по гражданско-правовому договору не являются объектом обложения НДФЛ, а российская организация, производящая соответствующие выплаты в пользу указанного лица, не признается налоговым агентом (п. 2 ст. 209 НК РФ).

В этом случае, при выплате дохода иностранному гражданину за выполненные работы, оказанные услуги на территории иностранного государства по заключенному гражданско-правовому договору, российской организации НДФЛ удерживать не нужно.

Иностранный гражданин должен самостоятельно задекларировать свои доходы и уплатить налог в соответствии с национальным налоговым законодательством иностранного государства.

(см.Письма МФ РФ от 26.08.2019 № 03-04-05/65456, от 12.07.2019 № 03-08-05/51949 от 05.07.2019 № 03-04-05/49870).

Страховые взносы

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с положениями федеральных законов иностранные граждане, осуществляющие деятельность по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, если они постоянно или временно проживают (в отдельных случаях - временно пребывают) на территории Российской Федерации.

Выплаты, начисленные иностранному гражданину на основании договора гражданско-правового характера, исполнение которого происходит за пределами территории РФ, страховыми взносами не облагаются, так как указанный иностранный гражданин не является застрахованным лицом в системе ОПС, ОМС и ФСС в Российской Федерации.

(см.Письма МФ РФ от 01.08.2018 № 03-04-06/54292, от 13.07.2018 № 03-15-06/48881, от 20.12.2017 № 03-04-05/85191).

В договоре необходимо прописать, что гражданин республики Казахстан (РК) работает, находясь на территории РК. Результаты работы передаются, например, через интернет или по почте. Плюс обязательное условие - вознаграждение за выполненные по договору работу выплачивается на карту банка РК.

По налогообложению доходов физических лиц в Казахстане дан Ответ Председателя КГД МФ РК от 29.11.2019 года на вопрос от 06.11.2019 года № 579233. В частности, в нем сказано:

Согласно подпункту 1 пункта 1 и пунктам 2,3 статьи 217 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI резидентом Республики Казахстан в целях Налогового Кодекса, признается физическое лицо постоянно пребывающее в Республики Казахстан и непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан. 

Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);

2) супруг(а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

Таким образом, физическое лицо может быть признано резидентом Республики Казахстан, в целях Налогового кодекса, если пребывает на территории Республики Казахстан более ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) и (или) центр жизненных интересов физического лица, находится в Республике Казахстан.

В связи с чем, учитывая, что гражданин Республики Казахстан пребывает в Республике Казахстан более 183 дней, то такое лицо признается резидентом Республики Казахстан в целях налогообложения.

По расчетам сообщаем следующее:

Валютное резидентство:

Закон № 173-ФЗ делит всех участников валютных отношений на резидентов и нерезидентов (ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

Согласно этому закону, резидентами являются:

  • граждане России;

  • Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования;

  • иностранцы, постоянно проживающие в России, кроме постоянно проживающих в иностранных государствах не менее года;

  • российские фирмы и их обособленные подразделения за рубежом;

  • дипломатические и другие официальные представительства России за границей.

Статус резидента нужно подтвердить документами. Так, основной документ человека, который подтверждает российское гражданство, – паспорт.

А нерезидентами считают:

  • людей, которые не являются резидентами по валютному законодательству;

  • иностранные фирмы, которые зарегистрированы и находятся за пределами России, а также их филиалы и представительства, находящиеся в России;

  • иностранные дипломатические и другие официальные представительства в России,

  • а также международные или межправительственные организации.

Так как, стороны (исходя из предоставленных документов) являются резидентом и нерезидентом РФ, то, на них распространяется действие валютного законодательства и штрафов за его нарушение.

А именно:

В отношении расчетов по договорам купли-продажи с физическим лицом — нерезидентом установлено, что юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте РФ, при этом договор купли-продажи товаров должен быть розничным (абз. 3 ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Расчеты по выплате организации-резидента физическому лицу — нерезиденту суммы по договору купли-продажи в наличной форме не входят в установленный ст. 14 Закона № 173-ФЗ перечень операций, разрешенных без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Таким образом, организация — резидент РФ должна расплатиться с иностранным гражданином — нерезидентом только в безналичной форме с использованием банковского счета в уполномоченном банке.

Согласно пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №  173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон №  173-ФЗ) к валютным операциям относится в том числе использование между резидентом и нерезидентом валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Согласно ст. 6 Закона №  173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.ст. 7, 8 и 11 Закона №  173-ФЗ. При этом ст.ст. 7, 8 Закона №  173-ФЗ утратили силу, а нормы ст. 11 Закона №  173-ФЗ регулируют операции по купле-продаже иностранной валюты. Таким образом, использование валюты РФ в расчетах между резидентом и нерезидентом может осуществляться без ограничений.

При этом в силу ч. 2 ст. 14 Закона №  173, если иное не предусмотрено нормами Закона №  173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.

Статья 14 Закона №  173-ФЗ предусматривает ряд исключений из этого правила. Так, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

В то же время необходимо учитывать следующее.

В силу ч. 2 ст. 5 Закона №  173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных Законом №  173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.  

Под осуществлением незаконных валютных операций, влекущим административную ответственность, понимаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации;

  • осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании;

  • списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, а также не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Обращаем внимание, договоры могут попасть под усиленный контроль банка и Росфинмониторинга по федеральному закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступных путем и финансирования терроризма» в случае, если:

1. В договорах не определен четко их предмет (не определены действия / деятельность), т.е., что именно будет выполняться для поиска покупателя;

2. Не предусмотрено отчетных форм и документов;

3. Стоимость в договоре указана, что устанавливается дополнительным соглашением, при этом, не понятно, как будет формироваться стоимость, если продажная цена будет выше или ниже, чем сейчас установлена;

4. Не установлено применимое право и подсудность (целесообразнее, чтоб это была территория РФ);

5. Не установлены сроки исполнения договоров;

6. Договоры предусматривают «гонорар успеха», а оплату самих услуг нет.

Так же, напоминаем, что для того, чтобы учесть расходы при расчете налога на прибыль необходимо их соответствие требованиям ст.252 НК РФ - расходы должны быть экономически обоснованы, а в соответствии со ст.54.1 НК РФ на первый план выходят деловая цель, реальность сделки, и то, кто на самом деле выполнял обязательства по этой сделке.