ИА ГАРАНТ

Организация (ООО) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Ураганный ветер свалил столб линии электропередач, в результате чего была прекращена подача электроэнергии в пекарню. В связи с этим вся произведенная продукция (хлебобулочные изделия) получилась бракованной. Обстоятельства - форс-мажорные, виновных лиц нет. Как отразить последствия в налоговом и бухгалтерском учете?

Бухгалтерский учет


В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

В п. 13 ПБУ 10/99 прямо предусмотрено, что расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и тому подобного), учитываются в качестве прочих расходов.

К таким расходам относятся, в частности:

- стоимость уничтоженного или испорченного имущества;

- расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий (за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов) и другие расходы.

Ураган относится к стихийному бедствию метеорологического характера.

Для учета рассматриваемых расходов организация должна подтвердить факт возникновения чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) документами соответствующих государственных органов (например, МЧС) либо органом местного самоуправления. Для того чтобы подтвердить возникновение чрезвычайной ситуации в результате стихийного бедствия (урагана), полагаем, можно обратиться в Росгидромет. Справку об отключении электроэнергии в связи со стихийным бедствием (ураганом) может выдать организация, обслуживающая электросети.

При списании имущества пострадавшему от чрезвычайной ситуации следует учитывать некоторые особенности.

В соответствии п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н и п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации имущества), в случае стихийного бедствия организация в обязательном порядке должна провести инвентаризацию имущества.

На основании результатов инвентаризации устанавливается фактический размер понесенного ущерба, а также имущество, подлежащее списанию.

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных форм рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

То есть результаты инвентаризации должны быть оформлены документами, утвержденными руководителем организации. Как правило, результаты оформляются инвентаризационными описями (формы описей могут быть разработаны на основе форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26, далее - постановления Госкомстата России N 88 и N 26).

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества о проведении внеплановой ревизии руководитель организации издает приказ (может быть принята за основу форма N ИНВ-22, утвержденная постановлением Госкомстата России N 88). Для оформления данных инвентаризации применяются первичные документы: инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (может быть принята за основу форма N ИНВ-3, утверждена постановлением Госкомстата России N 88), сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (может быть принята за основу форма N ИНВ-19, утвержденная постановлением Госкомстата России N 88), ведомость результатов, выявленных инвентаризацией (может быть принята за основу форма N ИНВ-26, которая утверждена постановлением Госкомстата России N 26).

В рассматриваемой ситуации, полагаем, организации целесообразно оформить заключение инвентаризационной комиссии (либо независимого эксперта) о возможности или невозможности использования ТМЦ (продукции), испорченных в результате стихийного бедствия, а также определить объем продукции подлежащий списанию.

Кроме того, могут быть оформлены следующие документы:

- письменные объяснения материально ответственных лиц;

- бухгалтерская справка-расчет по определению сумм недостач в пределах норм естественной убыли (если по рассматриваемым хлебобулочным изделиям установлены нормы естественной убыли).

Заметим, согласно п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и других).

Полагаем, также руководителю организации следует издать приказ о создании комиссии либо о привлечении сотрудников к работам по устранению последствий стихийного бедствия. В приказе указывается объем работ, которые нужно выполнить, и сроки их выполнения. Факт выполнения работ следует подтвердить актом.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов (далее - МПЗ), предназначенных для продажи (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"). Списание с учета испорченных материально-производственных запасов оформляется актом на списание, где указываются наименования списываемых МПЗ и их отличительные признаки, количество, фактическая себестоимость, установленный срок хранения, дата (месяц, год) поступления (изготовления) МПЗ, причина списания, информация об отсутствии виновных лиц. Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным. Акт составляется по форме, содержащей обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее - План счетов) для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства), выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) или виновных лиц предназначен счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". При этом потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, относятся на счет 99 "Прибыли и убытки" как убытки отчетного года (некомпенсированные потери от стихийных бедствий).

По дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" приводятся:

по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость;

по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации);

по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь и т.п.

Полагаем, убытки от стихийных бедствий в виде порчи готовой продукции (материалов, товаров) можно отразить в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 94 Кредит 43 (10, 41)

- списана себестоимость испорченной продукции, пришедшая в негодность в результате стихийного бедствия (урагана);

Дебет 99 Кредит 94

- отражены убытки от стихийного бедствия.

В то же время в соответствии с п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок. Планом счетов установлено, что прочие расходы относятся в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", однако для убытков от стихийных бедствий по-прежнему предусмотрен счет 99.

Таким образом, полагаем, организация вправе закрепить в учетной политике, что указанные расходы будут отражаться, как и все другие прочие расходы на счете 91 и в конце каждого месяца формировать финансовый результат. В этом случае проводки будут такими:

Дебет 94 Кредит 43 (10, 41)

- списана себестоимость испорченной продукции, пришедшая в негодность в результате стихийного бедствия (урагана);

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 94

- отражены прочие расходы, возникшие в связи со стихийным бедствием;

Дебет 99 Кредит 94

- отражены убытки от стихийного бедствия.

Кроме того, некоторые специалисты предлагают списывать имущество, пострадавшее от стихийных бедствий, сразу в дебет счета 91 без применения счета 94. На наш взгляд, и такой вариант имеет право на существование при условии закрепления его в учетной политике.

Заметим, если по испорченным хлебобулочным изделиям установлены нормы естественной убыли, то в пределах таких норм расходы относятся на издержки производства или обращения (счета 20, 26, 44...), сверх норм - исходя из того, что виновных лиц нет - убытки списываются в дебет счета 91 (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества).

В соответствии с пунктами 17, 18 ПБУ 10/99 расходы, связанные с последствиями чрезвычайных обстоятельств, учитываются в периоде их возникновения. При списании МПЗ расходы признаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация и вынесено решение (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества). 

УСН


Налогоплательщики, применяющие УСН, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, перечень которых предусмотрен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень расходов является исчерпывающим (закрытым). Потери от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций не входят в перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в отличие от налогоплательщиков налога на прибыль, которые указанные расходы могут отнести к внереализационным расходам согласно пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, потери от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, не уменьшает объект налогообложения, определяемый при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН (смотрите п. 6 разъяснений Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 19.07.2012).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

- Энциклопедия решений. Учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

29 августа 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.