Автор: О. Сизонова

Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 2/2017

Недавно Минфином были изданы письма с разъяснениями об особенностях перехода с 01.01.2017 на новую редакцию ОКОФ. Какие вопросы рассмотрены в письмах финансового ведомства и что следует учесть при ведении бухгалтерского учета, расскажем в статье.

При ведении бухгалтерского учета автономные учреждения руководствуются Инструкцией № 157н[1]. Данным документом предусмотрено применение Общероссийского классификатора основных средств (ОКОФ) для определения аналитического кода учета основных средств при их постановке на учет.

В связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст начиная с 01.01.2017 применяется ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). До указанной даты применялся ОКОФ ОК 013-94.

Также на основе ОКОФ разработана Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. В соответствии с ней определяется срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к бухгалтерскому и налоговому учету в составе основных средств и начисления амортизации. С 2017 года указанная классификация действует в новой редакции с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640.

Нужно ли пересматривать срок полезного использования ОС, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017?

Согласно разъяснениям, данным в Письме Минфина РФ № 02-07-08/78243, объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету в составе основных средств до 01.01.2017, подлежат отражению в бухгалтерском учете с группировкой по ОКОФ ОК 013-94 и сроком полезного использования указанных объектов, установленным с учетом положений Постановления Правительства РФ № 1 (в редакции до 01.01.2017).

Группировку объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому (бюджетному) учету с 01.01.2017, следует осуществлять в соответствии с группировкой, предусмотренной ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), и сроками полезного использования, определенными положениями Постановления Правительства РФ № 1 (в редакции Постановления Правительства РФ № 640).

В Письме Минфина РФ № 03-03-РЗ/65124 также говорится, что внесение изменений в классификацию основных средств с 2017 года не является причиной для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется срок полезного использования, определенный на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

Как осуществить переход с одного классификатора на другой?

Для корректного перехода с одного классификатора на другой Росстандартом (Приказ от 21.04.2016 № 458) разработаны прямые и обратные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) и подготовлена таблица соответствия новых и старых кодов ОКОФ.

В Письме Минфина РФ № 02-07-08/78243 указано, что при наличии противоречий в применении прямых (обратных) переходных ключей, утвержденных Приказом Росстандарта № 458, а также при отсутствии позиций в новых кодах ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) для объектов учета, ранее включавшихся в группы материальных ценностей, по своим критериям являющихся основными средствами, комиссия по поступлению и выбытию активов субъекта учета может принимать самостоятельные решения по отнесению названных объектов к соответствующей группе кодов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) и определению их сроков полезного использования.

В связи с возникающими вопросами о переходе со старого ОКОФ на новый в Письме Минфина РФ № 02-08-07/79584 даны отдельные разъяснения. В частности, указано, что для позиций старого ОКОФ, которые согласно определению основных фондов не являются основными фондами, в графе «Наименование позиции» делается запись «Не являются основными фондами». Это означает, что соответствие с такими позициями не устанавливается.

Кроме того, в письме отмечено, что в ОКОФ ОК 013-94 позиция 14 2919020 «Оборудование для кондиционирования воздуха и оборудование холодильное (кроме бытового)» является группировочной и включает в себя диапазон позиций с кодами от 14 2919450 до 14 2919622, для каждой из которых в прямом переходном ключе приведено соответствие позиции ОКОФ.

В то же время в прямом переходном ключе позиции ОКОФ (ОК 013-94) 14 2944120 «Оборудование для коммунального газоснабжения» соответствует позиция ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) 330.28.25.14 «Оборудование и установки для фильтрования или очистки газов, не включенные в другие группировки».

При этом следует иметь в виду, что позиция ОКОФ (ОК 013-94) 14 2944120 и ОКОФ 013-2014 (СНС 2008) 330.28.25.14 тоже являются группировочными и включают в себя диапазоны кодов позиций, для которых при необходимости следует устанавливать соответствие.

Аппаратура электрическая низковольтная (до 1 000 В) (выключатели, рубильники, реле управления и защиты, пускатели, коммутаторы, усилители магнитные, дроссели управления, панели распределительные, щитки осветительные, устройства катодной защиты) в соответствии с определением основных фондов, приведенным в ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), не являются основными фондами.

Как принимать к учету объекты материальных ценностей, если они отсутствуют в новом ОКОФ? 

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ № 02-07-08/78243, материальные ценности, которые в соответствии с Инструкцией № 157н относятся к объектам основных средств, но не вошли в ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), принимаются к учету как основные средства с группировкой по ОКОФ ОК 013-94.

В случае если по ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) материальные ценности отнесены к основным фондам, но в соответствии с п. 99 Инструкции 157н относятся к материальным запасам (несмотря на то что срок полезного использования данных объектов более 12 месяцев), такие объекты принимаются к учету в составе материальных запасов.

Нужно ли переносить остатки на новые группировки?

С введением с 01.01.2017 нового ОКОФ в период перехода между финансовыми годами (межотчетный период) не должны производиться операции по переносу остатков основных средств на новые группировки, а также операции по пересчету амортизации. Данная позиция изложена в Письме Минфина РФ № 02-07-08/78243. 


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.