ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В налоговом учете сырье и материалы являются частью материальных расходов, и их оценка производится в соответствии с положениями пункта 2 статьи 254 НК РФ:

«Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов».

Как видим, перечень затрат, которые формируют стоимость товарно-материальных запасов, используемых в процессе производства, примерно совпадает с порядком формирования себестоимости МПЗ в бухгалтерском учете. При этом в налоговом и бухгалтерском учете перечень расходов остается открытым. Это позволяет налогоплательщику, пользуясь положениями пункта 4 статьи 252 НК РФ, принять в учетной политике в целях налогообложения и ведения бухгалтерского учета одинаковый порядок формирования стоимости МПЗ.

Определение стоимости приобретенных материалов в налоговом учете можно производить в специально разработанном регистре налогового учета.

Пример 1.

Для изготовления бытовых и кондиционеров (для жилых и офисных помещений) производственная организация 20 марта приобрела 200 тонн алюминия.

Затраты, связанные с приобретением данной партии сырья у организации составили:

- стоимость алюминия, согласно договору купли-продажи - 1 888 000 рублей (в том числе НДС – 288 000 рублей);

- стоимость услуг перевозчика – 47 200 рублей (в том числе НДС – 7 200 рублей);

- стоимость услуг посредника, через которого производственная организация приобрела партию алюминия – 37 760 рублей (в том числе НДС – 5 760 рублей).

Учетной политикой организации предусмотрено, что в целях налогообложения производственная организация использует метод начисления.

Тогда в налоговом учете формирование стоимости приобретенного сырья будет выглядеть следующим образом:

Налоговый регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»:

Наименование объекта учета
Дата признания объекта учета
Наименование операции
Кол-во
Сумма, рублей
Стоимость объекта учета, рублей
Стоимость единицы объекта учета, рублей
1
2
3
4
5
6
7
Алюминий
20.03.07
Договорная цена Накладная №250 от 20.03.2007 года
200 тонн
1 600 000
1 672 000
8 360
   
Транспортные расходы. Счет фактура
 
40 000
   
   
Услуги посредника. Акт выполненных работ
 
32 000
   

Из регистра видно, что в основу оценки материалов, применяемой в целях налогового учета, положен тот же принцип, что и в бухгалтерском учете: при определении стоимости учитывается сумма фактических затрат, связанных с приобретением материалов.

Окончание примера.

Обратите внимание!

Некоторые виды расходов, осуществленных при приобретении материалов в целях налогового учета нельзя учесть в стоимости МПЗ.

Такими расходами, например, будут являться проценты за пользование заемными средствами, расходы на страхование, курсовые разницы, возникающие при приобретении МПЗ по договорам с ценой, установленной в валютном эквиваленте или в условных денежных единицах.

Кроме того, при формировании первоначальной цены материалов в налоговом учете, следует помнить, что некоторые виды расходов в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ подлежат нормированию, в частности командировочные расходы (в части суточных).

Сформируем общее правило: если стоимость используемых материалов складывается только из договорной цены (при условии, когда обязательство выражено в рублях), то стоимость материалов в бухгалтерском учете будет совпадать с их стоимостью в налоговом учете. Однако, чем шире номенклатура расходов, осуществленных организаций при приобретении тех или иных материалов, то вероятность появления разницы между их стоимостью в бухгалтерском и налоговом учете, возрастает.

Налоговый учет при списании материалов в производство допускает применение налогоплательщиком следующих методов:

·   метод оценки по стоимости единицы запасов;

·   метод оценки по средней стоимости;

·   метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

·   метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Как видим, эти методы аналогичны тем, которые применяются в бухгалтерском учете. В учетной политике, применяемой для целей налогообложения, организация должна отразить выбранный метод оценки материалов.

Датой осуществления материальных расходов в части сырья и материалов, использованных для производства продукции, признается дата передачи сырья и материалов в производство (пункт 2 статьи 272 НК РФ).

Налогоплательщику следует обратить внимание на пункт 5 статьи 254 НК РФ, согласно которому:

«Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании».

Кроме того, сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов (пункт 6 статьи 254 НК РФ). Следует отметить, что в налоговом учете под возвратными отходами понимается то же, что и в бухгалтерском учете. Оценка возвратных отходов зависит от направления использования возвратных отходов.

Если возвратные отходы могут использоваться самой организацией для целей основного или вспомогательного производства, то они оцениваются по пониженной цене исходного материала.

Если возвратные отходы реализуются на сторону, то они оцениваются по цене возможной реализации.

Рассмотрим формирование стоимости материалов в бухгалтерском и налоговом учете, если материалы приобретаются с использованием заемных средств.

Пример 2.

Организация, осуществляющая деятельность по производству кондиционеров, 1 февраля текущего года для приобретения сырья стоимостью 118 000 рублей (в том числе НДС) получила банковский кредит в сумме 118 000 рублей под 20% годовых сроком на 2 месяца. По условиям кредитного договора проценты за пользование кредитом уплачиваются по окончании срока договора. Предоплата была перечислена поставщику в феврале, к учету сырье принято 5 марта. В установленный срок кредит возвращен банку.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:

Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
В феврале
51
66
118 000
Получены заемные средства
60 субсчет «Авансы выданные»
51
118 000
Перечислена оплата под предстоящую поставку сырья
60 субсчет «Проценты по кредиту»
66 субсчет «Проценты за пользование кредитом»
1 810,41
Отнесены на увеличение дебиторской задолженности проценты за пользование кредитом в феврале (118 000 рублей х 20% / 365 дней х 28 дней)
В марте
60 субсчет «Проценты по кредиту»
66 субсчет «Проценты за пользование кредитом»
323,29
Отнесены на увеличение дебиторской задолженности проценты за пользование кредитом в марте (118 000 рублей х 20% / 365 дней х 5 дней)
10-1
60 субсчет «Расчеты с поставщиками»
100 000
Принято к учету сырье
19
60 субсчет «Расчеты с поставщиками»
18 000
Учтен НДС, предъявленный к уплате поставщиком сырья
68
19
18 000
Принят к вычету НДС
60 субсчет «Расчеты с поставщиками»
60 субсчет «Авансы выданные»
118 000
Произведен зачет задолженностей
10-1
60 субсчет «Проценты по кредиту»
2 133,70
Учтены в его фактической себестоимости проценты, начисленные до принятия сырья к учету (1810,41 рубля + 323,29 рубля)
91-2
66 субсчет «Проценты за пользование кредитом»
1 681,10
Отражены проценты за пользование кредитом в марте (118 000 рублей х 20% / 365 дней х 26 дней)
66
51
121 814,80
Возвращены кредитные средства банку

В целях налогового учета сумма процентов за пользование займом учитывается в составе внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ с учетом требований статьи 269 НК РФ. При этом стоимость материалов, включаемых в материальные расходы для целей налогообложения, не увеличивается.

Стоимость материалов в налоговом учете составит 100 000 рублей.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися учета кондиционеров и вентиляционного оборудования в производственных организациях, также в организациях, осуществляющих торговлю кондиционерами, бухгалтерский и налоговый учет кондиционеров и вентиляционного оборудования у покупателей, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Кондиционеры от производства до списания, оборудование вентиляционное».