ЗАО "Консультант Плюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Недоамортизированная часть неотделимых улучшений увеличивает первоначальную стоимость выкупаемого арендатором основного средства

2. НДФЛ с сумм оплаты отпуска нужно перечислять в бюджет в день выплаты такого дохода

3. До 1 июля 2012 г. извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции не аннулируются

 

Комментарии

I. С 2013 г. изменится порядок применения специальных налоговых режимов

1. Патентная система налогообложения

1.1. Общие положения

1.2. Ограничения на применение патентной системы

1.3. Условия начала применения патентной системы

1.4. Налоговая ставка и порядок уплаты налога

1.5. Уплата страховых взносов

1.6. Переходные положения

2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

2.1. Переход на уплату ЕНВД добровольный

2.2. Уточнены некоторые виды деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД

2.3. Установлен порядок расчета вмененного налога, если деятельность велась не полный месяц

2.4. Единый налог уменьшают взносы на добровольное личное страхование работников

3. Единый сельскохозяйственный налог

3.1. Изменены условия начала, продолжения и прекращения деятельности, в отношении которой уплачивается ЕСХН

3.2. Внесены дополнения в порядок определения и признания доходов и расходов

4. Упрощенная система налогообложения

4.1. Ограничения на применение УСН

4.2. Изменены условия начала и прекращения УСН

4.3. Скорректирован порядок исчисления налога

II. В каком порядке применяется амортизационная премия и учитывается госпошлина при получении недвижимости в качестве вклада в уставный капитал

 

Судебное решение недели

Суточные, выплачиваемые работнику во время однодневной командировки, облагаются страховыми взносами  

 

 

Новости

 

1. Недоамортизированная часть неотделимых улучшений увеличивает первоначальную стоимость выкупаемого арендатором основного средства

Письмо Минфина России от 06.06.2012 N 03-03-10/61

Финансовое ведомство рассмотрело вопрос о порядке учета недоамортизированной стоимости неотделимых улучшений в случае, когда арендатор за свой счет и с согласия арендодателя произвел капитальные вложения в арендованное основное средство, а затем выкупил его.

Арендатор вправе улучшать арендованное имущество, в том числе производить капвложения в него (ст. 623 ГК РФ). Если арендодатель не возмещает понесенные затраты, арендатор вправе амортизировать стоимость неотделимых улучшений в течение срока действия договора аренды. Суммы отчислений в этом случае рассчитываются с учетом срока полезного использования арендованных объектов основных средств или капвложений в данные объекты (абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ).

Минфин России пояснил, что если в период действия договора аренды основное средство переходит в собственность арендатора, то недоамортизированная стоимость неотделимых улучшений может увеличивать первоначальную стоимость имущества по п. 2 ст. 257 НК РФ (т.е. так же, как и расходы на дооборудование, реконструкцию и модернизацию, понесенные собственником). Таким образом, после выкупа основного средства амортизация будет начисляться исходя из вновь сформированной стоимости объекта.

Напомним, что если срок аренды заканчивается, договор не пролонгируется, а предмет аренды возвращается арендодателю, то арендатор прекращает начислять амортизацию. На это неоднократно указывало финансовое ведомство (Письма от 04.04.2012 N 03-05-05-01/18, от 13.01.2012 N 03-03-06/1/9, от 17.08.2011 N 03-03-06/2/130 и др.). Следовательно, остаточная стоимость неотделимых улучшений в расходы не включается. В таком случае, если срок полезного использования капвложений больше периода действия договора аренды, арендатор не сможет учесть все произведенные затраты.

 

2. НДФЛ с сумм оплаты отпуска нужно перечислять в бюджет в день выплаты такого дохода

Письмо ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9698@ "О дате фактического получения дохода" (вместе с Письмом Минфина России от 06.06.2012 N 03-04-08/8-139) 

Вопрос о том, в какой момент у налогового агента возникает обязанность по уплате НДФЛ с сумм отпускных, долгое время оставался спорным. Точку в этом споре не так давно поставил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.02.2012 N 11709/11 (подробнее см. выпуск обзора от 25.04.2012): дата получения дохода в виде оплаты отпуска определяется в соответствии с п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках.

Следует отметить, что Президиум ВАС РФ относит оплату отпуска к заработной плате работника в силу положений ст. ст. 114, 136 и 139 ТК РФ. Однако п. 2 ст. 223 НК РФ к отпускным неприменим, и налог с этих сумм нужно перечислять в бюджет при их выплате, не дожидаясь конца месяца, за который они начислены.

Напомним, что Минфин России и ранее придерживался такого же подхода, но на основании ст. ст. 106, 107 ТК РФ считал, что оплата отпуска не является выплатой дохода за выполнение работником трудовых обязанностей (Письма от 06.03.2008 N 03-04-06-01/49, от 24.01.2008 N 03-04-07-01/8).

После решения Президиума ВАС РФ финансовое ведомство вновь выпустило разъяснения по вопросу определения для целей НДФЛ даты фактического получения дохода в виде оплаты отпускных. ФНС России довела данные разъяснения до нижестоящих налоговых органов. Таким образом, налоговые агенты должны перечислять НДФЛ с сумм отпускных в день выплаты такого дохода работникам (п. 6 ст. 226 НК РФ).

 

3. До 1 июля 2012 г. извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции не аннулируются

Письмо ФНС России от 14.06.2012 N ЕД-4-3/9803@ "О направлении письма Минфина России по акцизам" (вместе с Письмом Минфина России от 30.05.2012 N 03-07-15/1/11) 

Федеральным законом от 28.11.2011 N 338-ФЗ были внесены изменения в ст. 204 НК РФ, предусматривающие аннулирование извещений об уплате или об освобождении от уплаты авансового платежа акциза либо их замену. Аннулирование и замена извещений могут быть обусловлены заменой поставщика спирта или изменением объема закупаемого спирта. Кроме того, был установлен порядок аннулирования и замены указанных извещений. Новые правила вступили в силу с 1 июля 2012 г. ФНС России довела до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмо Минфина России от 30.05.2012 N 03-07-15/1/11, в котором рассмотрены вопросы, связанные с изменениями в порядке исчисления и уплаты акцизов.

В данном Письме ведомство указало, что до 1 июля 2012 г. нет правовых оснований, чтобы аннулировать извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной или спиртосодержащей продукции. При этом налогоплательщики в случае замены поставщика спирта или изменения объема закупаемого спирта могут подавать в налоговые органы уточненные извещения. Они также имеют право на зачет (возврат) уплаченного авансового платежа, если поставка спирта в следующем налоговом периоде не произошла.

Напомним, что с 1 июля текущего года вступил в силу ряд других изменений, касающихся уплаты акцизов. В частности, увеличиваются ставки акциза на алкогольную и табачную продукцию. Кроме того, с 1 июля можно представлять одну банковскую гарантию для освобождения от уплаты акциза и авансового платежа акциза по алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. При этом для освобождения от уплаты авансового платежа акциза производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции вправе подать несколько банковских гарантий. 

 

 

Комментарии  

I. С 2013 г. изменится порядок применения специальных налоговых режимов  

Название документа:

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 

Комментарий:

Поправки, вносимые Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ, направлены на совершенствование специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и стимулирование развития малого бизнеса. Одно из самых заметных изменений - выделение в отдельную главу патентной системы налогообложения, которая заменит действующую ст. 346.25.1 НК РФ, регулирующую применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента. Другой важной поправкой является установление добровольного характера перехода на ЕНВД.

Изменения в первой части Налогового кодекса РФ затронули п. 2 ст. 11 НК РФ, в который введено единое для целей налогообложения понятие коэффициента-дефлятора.

Проанализируем главные нововведения, внесенные во вторую часть Налогового кодекса РФ.

 

1. Патентная система налогообложения  

1.1. Общие положения  

С 1 января 2013 г. порядок осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями с применением патента будет регулироваться новой гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ, которая заменит действующую сейчас ст. 346.25.1 НК РФ. По сути, вместо стоимости патента при УСН будет уплачиваться единый налог при патентной системе налогообложения.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять патентную систему налогообложения, определен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, при этом субъектам РФ предоставлено право вводить эту систему также в отношении иных бытовых услуг, не указанных в Налоговом кодексе РФ. В частности, патент можно будет получить на такие новые виды деятельности, как розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров или через объекты нестационарной торговой сети. Отметим, что в п. 3 ст. 346.43 НК РФ содержится перечень понятий, используемых для целей патентной системы, но он, за незначительными расхождениями, совпадает с понятиями, применяемыми для целей ЕНВД.

Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев, но только в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Таким образом, срок действия патента не может переходить на следующий календарный год.

Как и при применении УСН на основе патента, предприниматель, перешедший на патентную систему, освобождается от уплаты НДФЛ, налога на имущество физлиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Но по-прежнему придется уплатить НДС при ввозе товаров, а также в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом и т.д. (п. п. 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие патентную систему (так же, как и плательщики ЕНВД), вправе не использовать ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств (например, товарный чек или квитанция). Такое дополнение внесено п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ. 

1.2. Ограничения на применение патентной системы  

В настоящее время нельзя получить патент в отношении деятельности, которая осуществляется в рамках простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Вводимые новшества этого правила не отменяют (п. 6 ст. 346.43 НК РФ).

Сейчас при применении УСН на основе патента используется показатель "среднесписочная численность", который не может быть больше чем пять человек за налоговый период. Со следующего года вводится другой показатель - "средняя численность" наемных работников. Его максимальное значение - 15 человек. Напомним, что показатель "средняя численность" включает в себя среднесписочную численность, а также среднюю численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам (п. 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435). Однако следует обратить внимание, что сейчас это ограничение относится только к деятельности, облагаемой в рамках УСН на основе патента. По новым же правилам предприниматель может привлекать не более 15 человек в целом по всем видам деятельности (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Остается прежним ограничение, касающееся объема выручки, - не более 60 млн руб. в течение календарного года. При расчете данного показателя необходимо суммировать доходы, полученные от деятельности в рамках применения как патентной, так и упрощенной системы налогообложения (подп. 1, абз. 5 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

Если ограничения по численности работников или по объему выручки нарушены либо налог по патентной системе не уплачен в срок, налогоплательщик утрачивает право на применение данного спецрежима с начала налогового периода, то есть с даты выдачи патента. В этом случае ему следует уплатить налоги по общей системе как вновь зарегистрированному предпринимателю. При этом он может уменьшить НДФЛ за соответствующий период на сумму уже уплаченного единого налога. О прекращении деятельности или об утрате права на применение спецрежима предприниматель должен сообщить в инспекцию с течение 10 календарных дней (п. п. 6 - 8 ст. 346.45 НК РФ). 

1.3. Условия начала применения патентной системы  

Сократился срок подачи в инспекцию заявления на выдачу патента. Он составляет 10 дней до даты начала применения спецрежима против месяца при УСН на основе патента. Кроме того, в отличие от ныне действующего порядка, с 1 января 2013 г. предпринимателю не нужно будет одновременно с заявлением на получение патента подавать заявление о постановке на учет, если он собирается осуществлять деятельность в субъекте РФ, где не зарегистрирован как налогоплательщик (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

Впервые приведен закрытый перечень оснований для отказа инспекции в выдаче патента (п. 4 ст. 346.45 НК РФ). Это:

а) несоответствие установленному перечню видов деятельности;

б) указание срока действия патента, не соответствующего возможным пределам его выдачи, установленным в п. 5 ст. 346.45 НК РФ;

в) переход на патентную систему ранее начала следующего календарного года, в котором было утрачено право на применение этого спецрежима или в котором была прекращена соответствующая предпринимательская деятельность;

г) недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы. 

1.4. Налоговая ставка и порядок уплаты налога  

Налоговая ставка составляет шесть процентов от потенциально возможного годового дохода (ст. 346.50 НК РФ). Таким образом, платеж при применении патентной системы рассчитывается, по существу, в том же порядке, что сейчас стоимость патента.

А вот порядок уплаты налога на патентной системе значительно отличается от действующего порядка оплаты стоимости патента. Теперь он зависит от периода, на который выдан патент. Если этот срок не превышает шести месяцев, налог полностью уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Если же патент выдан на более длительный срок, то в этот срок уплачивается лишь треть суммы. Оставшуюся часть налогоплательщик перечисляет не позднее 30 календарных дней до момента окончания налогового периода (ст. 346.51 НК РФ). При этом налоговый период заканчивается в последний день действия патента либо на дату досрочного прекращения предпринимательской деятельности, указанную в соответствующем заявлении (ст. 346.49 НК РФ).

Как и сейчас, декларация в рамках применения данного спецрежима не представляется. Налоговый учет предприниматели ведут в книге учета доходов по патентной системе, форму и порядок заполнения которой должен утвердить Минфин России (п. 1 ст. 346.53 НК РФ). 

1.5. Уплата страховых взносов  

Для большинства плательщиков, применяющих патентную систему, установлены пониженные тарифы страховых взносов, такие же, как при УСН. Однако предприниматели, которые сдают в аренду помещения, осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общепита, платят взносы по общеустановленным тарифам. Соответствующие изменения внесены в ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом важно заметить, что в главе о патентной системе, в отличие от действующего порядка, не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на страховые взносы на обязательное страхование. Это ухудшает положение налогоплательщиков, которые перейдут на патентную систему в 2013 г., по сравнению с предпринимателями, применяющими в настоящее время УСН на основе патента. 

1.6. Переходные положения  

Особо следует остановиться на переходных положениях. Срок действия уже выданных патентов и тех, что могут быть выданы до конца текущего года, заканчивается 31 декабря 2012 г. (п. 3 ст. 8 Закона N 94-ФЗ). Стоимость таких патентов будет снижена с учетом их фактического срока действия, а излишне уплаченная стоимость подлежит зачету или возврату в порядке ст. 78 НК РФ.

Отметим, что специальный налоговый режим в виде патентной системы вводится законами субъектов РФ, которые должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2012 г. Предприниматель, который хочет получить патент с 1 января 2013 г., должен подать в инспекцию соответствующее заявление не позднее 20 декабря 2012 г. (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

 

2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности  

2.1. Переход на уплату ЕНВД добровольный  

С 2013 г. ЕНВД не является обязательным (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). Налогоплательщики могут добровольно перейти на данный спецрежим при соблюдении установленных ограничений. В связи с этим утративший право на применение ЕНВД налогоплательщик не обязан возвращаться к ЕНВД с начала квартала, следующего за тем, в котором устранены несоответствия (абз. 2 п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ утратит силу).

Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, должны встать на учет в налоговом органе, подав заявление в установленной форме по течение пяти дней со дня начала применения ЕНВД (п. п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ). В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ заявление о снятии с учета с 2013 г. необходимо будет подавать не только в случае прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД, но и при переходе на иной режим налогообложения, а также при нарушении требований, установленных подп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ. 

2.2. Уточнены некоторые виды деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД  

С 2013 г. ЕНВД применяется при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автотранспортных средств, но и мототранспорта, а также при предоставлении для указанных средств во временное владение (в пользование) мест для стоянки (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Следует отметить, что и сейчас Минфин России (Письма от 17.08.2011 N 03-11-11/211, от 20.10.2010 N 03-11-11/273, от 22.06.2010 N 03-11-09/49), основываясь на ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163), указывает на правомерность применения ЕНВД в отношении услуг по ремонту и техническому обслуживанию мототранспортных средств (мотоциклы, мотоколяски, мотоприцепы, мопеды, скутеры, снегоходы, катера, гидроциклы, квадроциклы и т.п.).

Кроме того, скорректировано само понятие "услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств" (ст. 346.27 НК РФ).

Во-первых, с 1 января 2013 г. оно включает платные услуги по проведению техосмотра транспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами, - также за ее пределами. Соответственно, при осуществлении таких услуг можно применять ЕНВД. Заметим, что сейчас вопрос о переводе на ЕНВД деятельности по осуществлению техосмотра транспортных средств является спорным. Минфин России считает, что деятельность по оказанию услуг по проверке технического состояния автотранспортных средств при государственном техническом осмотре под ЕНВД не подпадает (Письма от 14.09.2010 N 03-11-06/3/127, от 12.11.2009 N 03-11-09/371). У арбитражных судов единой точки зрения нет, однако большинство признают, что такие услуги относятся к бытовым (как контрольно-диагностические работы), а значит, переводятся на уплату ЕНВД (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 N А05-14092/2010, ФАС Центрального округа от 27.02.2010 N А14-13564/2009/398/24 (Определением ВАС РФ от 24.08.2010 N ВАС-7809/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Во-вторых, сейчас в абз. 9 ст. 346.27 НК РФ прямо указано, что услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию автотранспортных средств для целей применения ЕНВД не относятся к услугам по ремонту и техническому обслуживанию. Поэтому при осуществлении ремонта по гарантии налоги уплачиваются в соответствии с общей системой или УСН (Письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-11-06/3/40). Следовательно, налогоплательщики, оказывающие услуги по ремонту автотранспортных средств как по гарантии, так и без нее, в настоящее время должны вести раздельный учет (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). С 1 января 2013 г., если оказываемые услуги по ремонту (в том числе гарантийному) перечислены в ОКУН, налогоплательщик может применять ЕНВД (при соблюдении установленных ограничений).

В подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ уточнено, что ЕНВД может применяться при размещении рекламы с использованием внутренних и внешних поверхностей транспортных средств. Сейчас формулировка данной нормы не позволяет определить, какие поверхности транспортных средств могут использоваться для размещения рекламы. Финансовое ведомство разъясняло, что на основании подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ под ЕНВД подпадает деятельность по размещению рекламы как снаружи, так и внутри транспортных средств (Письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03). 

2.3. Установлен порядок расчета вмененного налога, если деятельность велась не полный месяц  

Изменен порядок определения размера вмененного дохода за квартал, в течение которого производится постановка на учет в качестве плательщика единого налога или снятие с учета в связи с прекращением деятельности. Сейчас согласно п. 10 ст. 346.29 НК РФ вновь зарегистрированный налогоплательщик рассчитывает ЕНВД исходя из количества полных месяцев работы, начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации организации (предпринимателя). В случае прекращения деятельности в течение квартала ЕНВД не уплачивается начиная с первого числа месяца, в котором налоговым органом произведено снятие с учета в качестве налогоплательщика единого налога (Письмо Минфина России от 29.07.2009 N 03-11-06/3/196). С 1 января 2013 г. расчет осуществляется с даты постановки на учет (либо до дня снятия с учета) исходя из фактического количества дней осуществления деятельности. Формула для определения суммы вмененного дохода в указанных случаях содержится в п. 10 ст. 346.29 НК РФ. 

2.4. Единый налог уменьшают взносы на добровольное личное страхование работников 

Со следующего года сумму единого налога уменьшают не только взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, но и платежи по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности работника уменьшают единый налог в части, оплаченной работодателем (за первые три дня нетрудоспособности (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ)) и не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями (подп. 2 п. 2 ст. 346.32 НК РФ). При этом указанные страховые платежи и пособия по-прежнему не смогут уменьшать сумму единого налога более чем на 50 процентов (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Следует отметить, что предприниматель, не имеющий наемных работников, может уменьшить сумму ЕНВД на взносы в ПФР и ФФОМС, исчисленные из стоимости страхового года. Однако из конструкции п. 2 и абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ неясно, может ли предприниматель, имеющий работников, уменьшить сумму единого налога на страховые взносы, перечисленные как за работников, так и за себя. 

 

3. Единый сельскохозяйственный налог  

3.1. Изменены условия начала, продолжения и прекращения деятельности, в отношении которой уплачивается ЕСХН  

С 2013 г. вместо заявления о переходе на уплату ЕСХН представляется уведомление (п. 5 ст. 346.2 НК РФ). Подавать его в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя нужно до 31 декабря (включительно) года, предшествующего переходу на уплату ЕСХН, а не в период с 20 октября по 20 декабря, как в настоящее время (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель могут уведомить о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Отметим, что сейчас для этого отведено пять дней. Если уведомления о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки не представляются, то организации и предприниматели налогоплательщиками не признаются (п. 3 ст. 346.3 НК РФ).

Обязательный уведомительный порядок предусмотрен также для случая прекращения деятельности, в отношении которой применялась ЕСХН. Уведомление нужно подать не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 9 ст. 346.3 НК РФ). Кроме того, для налогоплательщиков в подобной ситуации установлены особые сроки уплаты налога и представления декларации по ЕСХН. И то, и другое нужно сделать не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность (п. 5 ст. 346.9 и подп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Наиболее важной поправкой в ст. 346.3 НК РФ является введение п. 4.1, согласно которому вновь созданная организация (предприниматели) вправе продолжать применять ЕСХН, даже если в первом налоговом периоде у нее отсутствовали доходы от сельскохозяйственной деятельности. При этом необходимо, чтобы в этом периоде не было нарушений требований, установленных для применения ЕСХН.

Следует отметить чрезвычайную важность и сложность вопроса об утрате права на применение данного спецрежима при отсутствии доходов в первом налоговом периоде. Ведь в это время налогоплательщики создают необходимые условия для осуществления основного вида деятельности и обычно не получают доходов. Причем вопрос актуален не только для вновь созданных организаций (предпринимателей), но и для налогоплательщиков, которые переходят на уплату ЕСХН.

В настоящее время Минфин России считает, что при отсутствии доходов от реализации произведенной сельхозпродукции за налоговый период и вновь созданная организация (вновь зарегистрированный предприниматель), и организация (предприниматель), перешедшая на ЕСХН, признается утратившей право на применение ЕСХН (Письма от 16.03.2011 N 03-11-09/12, от 23.09.2010 N 03-11-06/1/23). Аналогичной позиции придерживается и ФНС России (Письмо от 24.11.2010 N ШС-37-3/16198@). Однако с таким выводом финансового ведомства не соглашаются арбитражные суды (Постановления ФАС Центрального округа от 01.03.2012 N А23-2534/2011, ФАС Дальневосточного округа от 21.04.2010 N Ф03-2288/2010 (Определением ВАС РФ от 24.08.2010 N ВАС-11485/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 N А72-16139/2009).

Таким образом, с 2013 г. данный спор решится, но лишь в отношении вновь зарегистрированных организаций (предпринимателей). Ранее же зарегистрированным налогоплательщикам, которые перейдут на уплату ЕСХН и не получат дохода в налоговом периоде в связи с проведением подготовительных работ, право на продолжение применения данного спецрежима придется отстаивать в суде. 

3.2. Внесены дополнения в порядок определения и признания доходов и расходов  

В подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ сделано уточнение: доходы можно уменьшить на уплаченные в соответствии с законодательством суммы налогов и сборов, за исключением суммы ЕСХН. Отметим, что ранее Минфин России давал аналогичные разъяснения: сумма уплаченного единого налога не включается в состав расходов, учитываемых при определении базы по ЕСХН (Письмо от 12.10.2010 N 03-11-06/1/24).

Исключается положение о том, что при расчете налоговой базы учитываются расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (подп. 30 п. 2 ст. 346.5 НК РФ утрачивает силу). При этом в новом п. 5.1 ст. 346.5 НК РФ прямо указано, что такая переоценка не производится, доходы и расходы по ней не определяются и не учитываются.

Важное дополнение касается возврата авансов: на сумму возвращаемой покупателю (заказчику) предоплаты уменьшаются доходы того периода, в котором производится возврат. Сейчас Налоговый кодекс РФ подобного положения не содержит, но есть соответствующие разъяснения финансового ведомства (Письма Минфина России от 15.10.2010 N 03-11-09/88, от 12.04.2010 N 03-11-06/1/11).

 

4. Упрощенная система налогообложения  

4.1. Ограничения на применение УСН  

Предельный размер доходов для перехода организаций на уплату УСН и лимит доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право на применение данного спецрежима, останутся прежними - 45 и 60 млн руб. соответственно (п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Изменятся только устанавливающие их нормы. Временно действующий в настоящее время п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ применяется по 30 сентября 2012 г. включительно, а п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ - по 31 декабря 2012 г. включительно (п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). После окончания указанных сроков вступят в силу изменения, внесенные в п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ (п. п. 1, 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). При этом лимит для перехода организаций на УСН ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Заметим, что на 2013 г. данный показатель установлен в размере, равном 1 (п. 4 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

Со следующего года налогоплательщики, которые одновременно применяют УСН и патентную систему, при определении доходов для соблюдения максимальной величины, ограничивающей право на применение УСН, должны учитывать доходы по двум спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

А вот остаточная стоимость нематериальных активов в целях определения возможности применения УСН учитываться не будет. В соответствии с подп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ с 1 января 2013 г. этот спецрежим вправе применять организации, у которых предельную величину в 100 млн руб. не превышает только остаточная стоимость основных средств. 

4.2. Изменены условия начала и прекращения УСН  

Заявительный порядок перехода на УСН изменится на уведомительный (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Соответствующее уведомление подается в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода на уплату УСН, а не в период с 1 октября по 30 ноября, как в настоящее время (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Отметим, что при переходе на УСН с 2013 г. можно использовать новый срок подачи уведомления (п. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). Вновь созданная организация (вновь зарегистрированный предприниматель) может сделать это в течение 30-ти календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, а не пяти, как установлено сейчас (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

В перечне ограничений на применение УСН появится новое положение, согласно которому при непредставлении уведомления о переходе на УСН в установленный срок налогоплательщики не вправе применять данный спецрежим (подп. 19 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Тем самым законодательно закреплена позиция контролирующих органов о том, что при несвоевременном представлении вновь зарегистрированным налогоплательщиком уведомления о переходе на УСН он должен применять общий налоговый режим (Письмо ФНС России от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713@). Отметим, что в настоящее время подобные споры арбитражные суды решают в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.2012 N А65-15105/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2012 N А32-12479/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2012 N А27-6733/2011).

Если налогоплательщиком, применяющим УСН, какое-либо из установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ ограничений нарушено, то уплатить налог и подать декларацию он должен не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение данного спецрежима (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

При прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщику следует подать уведомление не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). В данном случае не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность, налогоплательщики должны уплатить налог и представить декларацию по УСН (п. 7 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ). 

4.3. Скорректирован порядок исчисления налога  

При расчете налоговой базы не будут учитываться расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (подп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ утрачивает силу). При этом в новом п. 5 ст. 346.17 НК РФ прямо указано, что такая переоценка не производится, доходы и расходы по ней не определяются и не учитываются.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы", со следующего года вправе уменьшить сумму единого налога на сумму не только взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, но и платежей по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Расходы в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности работника уменьшают налог в части, оплаченной работодателем (за первые три дня нетрудоспособности (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ)) и не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями (подп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). При этом ограничение для уменьшения суммы единого налога на указанные страховые платежи и пособия осталось прежним - не более 50 процентов (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

 

 

II. В каком порядке применяется амортизационная премия и учитывается госпошлина при получении недвижимости в качестве вклада в уставный капитал  

Название документа:

Письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295 

Комментарий:

Минфин России рассмотрел порядок учета для целей налога на прибыль государственной пошлины, которая уплачена за регистрацию перехода прав на объект недвижимости, переданный в уставный капитал организации, и применения амортизационной премии по данному объекту. Рассмотрим выводы ведомства подробнее. 

2.1. Можно ли применить амортизационную премию в отношении имущества, полученного в виде вклада в уставный капитал?  

В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право единовременно учесть в расходах 10 (30) процентов первоначальной стоимости основных средств. Ведомство указало, что налогоплательщик не вправе применять амортизационную премию в отношении основных средств, полученных от учредителя в качестве вклада в уставный капитал, так как у него отсутствуют расходы на их приобретение. Аналогичные выводы содержит Письмо Минфина от 19.06.2009 N 03-03-06/2/122.

По данному вопросу возможна альтернативная точка зрения. Минфин России настаивает на том, что организация не вправе применить амортизационную премию, поскольку не несет расходов на приобретение имущества. Такая позиция ведомства базируется на том, что в силу п. 9 ст. 258 НК РФ применить амортизационную премию к имуществу, полученному безвозмездно, нельзя. Однако передачу имущества в уставный капитал учредителем нельзя назвать безвозмездной: в целях гл. 25 НК РФ имущество считается полученным безвозмездно, если при этом у получающей стороны не возникает никаких встречных обязательств перед дарителем. При внесении основного средства в уставный капитал учредитель взамен приобретает право на участие в управлении обществом, а также на получение дивидендов (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Кроме того, учредитель вправе продать свою долю, возместив при этом вложенные средства, либо при ликвидации общества получить часть распределяемого имущества пропорционально доле в уставном капитале (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Следовательно, передача такого имущества не является безвозмездной. Иных оснований, по которым налогоплательщик не мог бы применить амортизационную премию, ведомство не указало. Таким образом, в отношении имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, можно применить амортизационную премию. Однако следует иметь в виду, что судьи чаще всего придерживаются противоположной точки зрения, поэтому вероятность отс тоять свою правоту в суде невелика (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2010 N А82-2142/2010 (Определением ВАС РФ от 25.02.2011 N ВАС-974/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 03.05.2012 N А65-17674/2011). 

2.2. Включается ли в первоначальную стоимость основного средства госпошлина, уплаченная при его регистрации?  

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования), за исключением НДС и акцизов. Минфин России пришел к выводу, что государственная пошлина за регистрацию прав на объект недвижимости включается в первоначальную стоимость данного объекта. Аналогичные выводы содержат Письма Минфина России от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113, от 18.05.2009 N 03-05-05-01/26 и др.

Однако данный вопрос также допускает иное толкование. Единого мнения нет даже в официальных разъяснениях: например, в более раннем Письме (от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116) Минфин России указал, что госпошлина как федеральный сбор, учитываемый в составе прочих расходов, согласно п. 1 ст. 257 НК РФ в первоначальную стоимость основных средств не включается. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Кроме того, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в какую именно группу он их включит (п. 4 ст. 252 НК РФ). Таким образом, госпошлины, уплаченные за регистрацию прав на недвижимое имущество, не учитываются в его первоначальной стоимости, а относятся на прочие расходы на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В рассматриваемой ситуации свою правоту налогоплательщику, возможно, придется доказывать в суде. Имеющаяся судебная практика по госпошлинам подтверждает данный подход (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3, ФАС Центрального округа от 07.04.2006 N А08-601/05-9). Однако стоит иметь в виду, что этот вопрос не рассматривался судами кассационной инстанции в течение нескольких лет. Таким образом, нельзя исключать вероятность того, что позиция судов могла измениться. Поэтому во избежание конфликтов с налоговыми органами для налогоплательщика безопаснее включить госпошлину в первоначальную стоимость основного средства. 

 

 

 Судебное решение недели

 

Суточные, выплачиваемые работнику во время однодневной командировки, облагаются страховыми взносами

(

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.05.2012 N А12-15578/2011) 

Управление Пенсионного фонда РФ провело выездную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты организацией пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование. По итогам проверки Управление пришло к выводу, что компания неправомерно отнесла суточные, выплачиваемые работникам в однодневных командировках, к суммам, не облагаемым страховыми взносами. Управление доначислило взносы на такие суточные, указав, что при командировках в местность, откуда работники могут вернуться в тот же день, выплата суточных законодательством не предусмотрена. Организация оспорила это решение в судебном порядке.

Суды всех трех инстанций признали данное решение правомерным, отметив, что выплата суточных обусловлена пребыванием работника вне места его жительства более 24 часов. Суды указали, что согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховыми взносами не облагаются суточные и иные произведенные в командировке расходы. Также они отметили, что в силу п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749) при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) ему не выплачиваются. Суды напомнили, что Решением ВС РФ от 04.03.2005 N ГКПИ05-147 было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействительным первого предложения п. 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", содержавшего аналогичные правила. В соответствии с положениями ст. 168 ТК РФ работодатель обязан возместить командированному работнику расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Таким образом, выплаченные при однодневных ком андировках суммы не относятся к средствам, которые не подлежат обложению страховыми взносами.

Аналогичной судебной практики нет.