Апелляционный суд указал, что, если уволенному не выдали трудовую, он не обязан доказывать невозможность трудоустройства.

В. подала заявление об увольнении из АО по собственному желанию. В ответ на это работодатель потребовал от неё объясниловку по факту передачи конфиденциальной информации и документов третьим лицам. Не получив объяснений, руководство фирмы уволило В. "по статье" – по подпункту "в" пункта 6 части 1 статьи 81 ТК (разглашение коммерческой тайны). Трудовую книжку уволенной не выдали, и В. обратилась в суд, требуя признания незаконным приказа, изменения формулировки увольнения, компенсации за задержку выдачи трудовой книжки, а также морального ущерба (100 тысяч рублей). 

Суд первой инстанции частично удовлетворил требования истицы. Сумма компенсации морального ущерба была снижена до 10 тысяч рублей, а задержка документов сошла работодателю с рук: истица, мол, не доказала, что невыдача "трудовой" препятствовала её дальнейшему трудоустройству. Это побудило В. подать апелляционную жалобу.

Санкт-Петербургский горсуд отменил решение первой инстанции в данной части, а в определении от 19.06.2018 по делу № 33-9564/2018 сослался на пункт 35 правил, утверждённых правительственным постановлением от 16.04.2003 № 225 (о трудовых книжках), согласно которому работодатель обязан возместить работнику неполученный заработок при задержке выдачи трудовой книжки и внесении неверной формулировки причины увольнения. 

Суд установил, что АО не выдавало В. трудовую книжку аж до первого судебного решения. Кроме того, экс-работница не была извещена о необходимости явиться за документами. Суд применил норму части 4 статьи 234 ТК (незаконное лишение возможности трудиться), и компенсация, рассчитанная по средней зарплате истицы с момента увольнения до вынесения судебного решения, составила 554 тысячи рублей.

Единого подхода к задержке выдачи трудовой у судов не наблюдается: работнику могут отказать, а могут и удовлетворить требования выплаты компенсации — в последнем случае также через апелляцию.