В письме от 20.11.15 № 2628-6-1 Роструд напомнил, что если на момент вступления в силу закона о спецоценке была проведена аттестация рабочих мест, то в течение 5 лет со дня ее окончания спецоценку в общем случае можно не проводить.

При этом внеплановую спецоценку надо проводить в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания госинспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными нарушениями;
  • изменение техпроцесса, замена производственного оборудования, а также изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, состава применяемых материалов и (или) сырья, если перечисленные изменения способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки.

Внеплановая спецоценка проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.

В целом спецоценка условий труда проводится в отношении всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физлицами, не являющимися ИП.

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 года должно происходить на основании результатов спецоценки.

Условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор. При этом не предусмотрены какие-либо временные отсрочки исполнения данной обязанности работодателя. В случае отсутствия на момент заключения трудового договора недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Поэтому в случае отсутствия действующих результатов аттестации рабочих мест спецоценка должна быть проведена в кратчайшие сроки, в том числе, и в целях установления фактических условий труда работников с последующим, при необходимости, предоставлением вышеуказанных гарантий и компенсаций.

Внесение изменений в трудовой договор возможно только с учетом применения статьи 74 ТК, поскольку имеет место изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя, а именно: объема гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник работает в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

В соответствии со статьей 5.27 КоАП нарушение трудового законодательства в общем случае влечет предупреждение или штраф на должностных лиц и ИП 1-5 тысяч рублей; на юрлиц - от 30-50 тысяч рублей.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки или ее непроведение влечет предупреждение или штраф на должностных лиц и ИП 5-10 тысяч рублей; на юрлиц от 60-80 тысяч рублей.

Кроме того, Роструд во второй части письма пришел к выводу, что работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, если неисполненная им обязанность закреплена локальным нормативным актом, должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором и работник ознакомлен с ней под роспись.