Суд: аудиозаписи разговоров, показания свидетелей, отсутствие уважительных причин для отпуска и "массовость" заявлений помогут оспорить навязанный неоплачиваемый отпуск.
Или в отпуск, или увольняйся
Со слов работницы, руководитель компании под угрозой увольнения вынудил ее написать заявление на неоплачиваемый отпуск, аргументируя такую необходимость тяжелым финансовым состоянием фирмы. Однако реальной потребности в таком отдыхе за свой счет у гражданки не было, и она обратилась в суд, чтобы:
- оспорить приказ о предоставлении отпуска без содержания,
- взыскать средний заработок за период вынужденного прогула, компенсацию за несвоевременную выплату зарплаты, компенсацию морального вреда.
По мнению суда первой инстанции и апелляции, права сотрудницы нарушены не были, доказательства давления и иных виновных действий со стороны руководителя отсутствуют. Дело перешло в кассацию.
Есть вопросики
Кассация напомнила о недопустимости прикрытия случаев простоя или отсутствия средств на выплату зарплаты административными отпусками. При рассмотрении судами подобных дел имеет значение:
- наличие волеизъявления работника на неоплачиваемый отпуск по семейным и иным уважительным причинам;
- добровольность такого волеизъявления.
В рассмативаемом споре суд первой инстанции и апелляция не учли:
- аудиозапись разговора сотрудницы и руководителя, подтверждающую, что инициатива на отпуск исходила от руководителя;
- показания свидетелей;
- отсутствие семейных и иных обстоятельств для неоплачиваемого отпуска у гражданки;
- массовость "отпускников" в фирме.
Таким образом, по мнению кассации, массовое написание заявлений о представлении отпуска за свой счет могло быть организовано работодателем с целью сэкономить деньги на выплату зарплаты. Решения суда первой инстанции и апелляции отменены, дело отправлено на новое рассмотрение (определение 2-го КСОЮ от 18.11.2021 N 2-394/2021)
Без давления
Суды и раньше выступали против давления на работника, в том числе и при увольнении.
Так, например, почти за две недели до даты увольнения гражданка заявлением отозвала свое увольнение, но работодатель ответил, что это – не основание для аннулирования соглашения. Сотрудница не сдалась и через неделю отнесла работодателю новое заявление, в котором призналась, что соглашение подписала под давлением руководства – то есть вовсе не добровольно. Работодатель этого факта не признал, сотрудница была уволена в оговоренную соглашением дату. И, хотя суды первой и второй инстанции заняли сторону работодателя, кассация отправила дело на новое рассмотрение.