Госдума подготовила ко второму чтению депутатский законопроект № 466070-7 о внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую НК. Как ни странно, обошлось без значительных правок проекта ко второму чтению – дальше пройдет именно та версия, которую предложил автор при внесении. Вероятная дата рассмотрения – 19 июля.

Статьей 52 НК установлен общий порядок исчисления налогов, страховых взносов. Ее предлагается дополнить тезисами о том, что перерасчет имущественных налогов физлиц возможен не более чем за три года, предшествующих году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом предлагается запретить перерасчет, если он приводит к увеличению суммы налога. Это не будет касаться транспортного налога.

Предложено также расширить пункт об учете измененной кадастровой стоимости в целях "кадастрового" налога на имущество организаций. Ее надо будет учитывать сразу после внесения в ЕГРН при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта, при этом будет применяться коэффициент, зависящий от срока действия новых характеристик. После исправления технической ошибки в ЕГРН или исправления кадастровой стоимости, посчитанной по неверным данным, или при приравнивании кадастровой стоимости к рыночной налог с учетом новой стоимости можно будет пересчитать задним числом с даты внесения ошибочных данных.

Аналогичный подход с идентичными формулировками предложено применить также к земельному налогу и к налогу на имущество физлиц.

Части квартир и части жилых домов в случае принятия законопроекта будут уравнены в правах с квартирами и домами. Дело в том, что сейчас по такому объекту, как часть дома или часть квартиры, невозможно получить налоговые вычеты, льготы, пониженные налоговые ставки, широко применяемые к "целым" домам и квартирам.

Кроме того, в настоящее время при исчислении налога на имущество физлиц действует временный коэффициент для перехода от инвентаризационной стоимости к кадастровой. Величина такого коэффициента в течение первых пяти лет применения кадастровой стоимости увеличивается ежегодно на 20 процентных пунктов (с 0,2 до 1).

Законопроектом предусматривается отказ от применения коэффициента начиная с налога за четвертый год применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8). Начиная с четвертого года налоговой базой будет кадастровая стоимость без применения переходных положений.

Одновременно авторы предлагают ввести ограничение на ежегодное увеличение суммы "кадастрового" налога на имущество физлиц – не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Это будет действовать начиная с третьего налогового периода применения полной кадастровой стоимости (т.е. с третьего года определения налоговой базы в соответствии со статьей 403 НК).

Надо отметить, что реальный текст законопроекта содержит гораздо более скромные методы обуздания роста "кадастрового" налога, чем это декларировалось в пояснительной записке. Напротив, переход к исчислению налога по полной кадастровой стоимости произойдет быстрее, а 10%-ное ограничение дальнейшего роста налога никак не связано с переходным периодом. Возможно, именно поэтому поправки и проходят дальше: бюджет явно не пострадает.

Кроме того, законопроектом предлагается выделить в самостоятельную льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физлиц детей-инвалидов.

В отношении физлиц – собственников гаражей и машино-мест НК предусматривает льготы и пониженные налоговые ставки. Между тем, сейчас эти преимущества не применяются, если объект расположен в торгово-офисном здании, включенном в региональный "кадастровый" перечень. Предлагается сделать налоговые преимущества независимыми от включения объекта в указанный перечень.

Законопроектом предусматривается придание некоторым нормам обратной силы с 2015 года – в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года – в отношении налогообложения "частей жилых домов", "частей квартир", а также гаражей и машино-мест.