Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 346805-7, которым, в частности, предлагается установить возможность уплаты физлицами налогов и других платежей, предусмотренных НК, через МФЦ, ввести институт "специальных авансовых взносов", которые физлица смогут добровольно перечислять в бюджет в счёт уплаты предстоящих платежей по имущественным налогам. При этом налоговики будут самостоятельно выбирать нужные суммы, засчитывая их в уплату конкретных налогов. Вместе с тем, думский комитет по бюджету и налогам в своем заключении раскритиковал концепцию "специальных авансовых взносов", поскольку она вносит некоторую правовую неопределенность. Комитет сомневается, что это новшество пройдет второе чтение.

Кроме того, поправки предлагается внести в статью 45 НК. В настоящее время второй абзац части 7 данной статьи гласит, что при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (ФК), налогоплательщик вправе подать заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Согласно новой редакции этой же нормы для возможности уточнить платеж не понадобится, чтобы налог изначально был перечислен на соответствующий счет ФК. Достаточно будет, чтобы ошибка в оформлении платежки не повлекла неперечисление налога в бюджетную систему РФ. Соответственно, появится возможность уточнить не только указанные сейчас параметры, но и счет ФК. Это расширит возможности налогоплательщиков по уменьшению сумм начисленных пеней.

Вместе с тем, установят ограничение по времени – уточнить платеж можно будет в течение трех лет с даты перечисления.

Из заключения ответственного комитета следует, что в этой части ко второму чтению законопроект ждут поправки. Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 НК (внесение поправок в который законопроектом не предусматривается) в случае неправильного указания номера счета ФК обязанность по уплате налога признается неисполненной. В связи с этим комитет считает целесообразным "соотнести предлагаемую законопроектом поправку в пункт 7 статьи 45 НК с нормой подпункта 4 пункта 4 этой же статьи".

Кроме того, появится новая опция налоговиков: при обнаружении ими ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ, и выявлении у налогоплательщика недоимки, возникшей в связи с такой ошибкой, налоговый орган будет вправе принять решение об уточнении платежа самостоятельно без заявления налогоплательщика в течение трех лет с даты перечисления денежных средств. Думский комитет считает, что надо, к тому же, предусмотреть информирование налогоплательщика об указанных действиях налоговиков. Решение об уточнении платежа не будет приниматься налоговым органом, если такое действие повлечет возникновение у налогоплательщика недоимки; комитет предлагает "конкретизировать" эту норму.

Еще одно важное новшество, которое заложено в законопроект – блокировка счета при непредставлении расчета по взносам. Напомним, что данная перспектива оставалась неясной со времен прохождения и подписания федзакона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, поскольку им не внесены поправки в пункт 3 статьи 76 НК. Как следствие, поначалу ФНС и Минфин разошлись во мнениях, имеют ли налоговики право заблокировать счет плательщика взносов при несдаче расчета. Однако позже ФНС все же была вынуждена согласиться на запрет такой блокировки.

Законопроект убирает все разночтения, но, к сожалению, не в пользу плательщиков. Статью 76 НК предлагается дополнить пунктом 3.3 следующего содержания:

Решение ... о приостановлении операций плательщика страховых взносов по его счетам ... также принимается ... в случае непредставления ... расчета по страховым взносам ... в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

... решение ... о приостановлении операций ... отменяется ... не позднее одного дня, следующего за днем представления указанного расчета ...

Однако есть и положительный момент, заключающийся в выборе способа реализации новшества (введение нового пункта, а не внесение поправок в пункт 3 статьи 76 НК). Плюс заключается в том, что несдача в срок других видов расчетов (например, по авансовым платежам по налогу на прибыль) по-прежнему не будет грозить налогоплательщикам заморозкой счетов.

Ко второму чтению предложено уточнить, к расчетам за какие периоды будет применяться возможность блокировки счета.