Предприниматель занимался деятельностью агентств по операциям с недвижимым имуществом и применял УСН с объектом обложения «доходы». В декларации по НДФЛ им отражены доходы от продажи квартир за вычетом расходов на их приобретение.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог по УСН, пени и штраф, указав на занижение налоговой базы в результате невключения доходов от продажи 19 квартир, которые находились в собственности незначительное время. Квартиры оплачены наличным и безналичным путем, приобретение имущества подтверждается актами приема-передачи и свидетельствами о госрегистрации права. Недвижимое имущество приобретено предпринимателем и использовано им не для личных целей, а в целях систематического извлечения прибыли.

В последний день проверки налогоплательщик представил уточненные декларации по УСН, с отражением по сделкам полученного агентского вознаграждения, пояснив, что сделки купли-продажи заключались в рамках агентских договоров.

Суды трех инстанций (дело № А12-63902/2016) признали законным решение инспекции, установив, что агентские договоры не предусматривают оформления права собственности на истца на приобретаемые от имени и за счет принципалов квартир. Кроме того, третьи лица приобретали у налогоплательщика квартиры по договору купли-продажи, которым получение вознаграждения агентом не предусмотрено.

В решении кассации (Ф06-24569/2017 от 20.09.2017) указано: «отражение в агентских договорах размеров агентского вознаграждения не является условием освобождения индивидуального предпринимателя от обязанности уплаты налогов по выбранной системе налогообложения при реализации объектов недвижимости».