В июне 2014 года физлицо Л. продало нежилые строения за 57 млн рублей другому физлицу. За три дня до этого Л. прекратил деятельность в качестве ИП и в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 год исчислил НДФЛ с учетом понесенных расходов. С июля 2015 года он возобновил предпринимательскую деятельность с применением УСН, объект налогообложения «доходы» (как и до прекращения деятельности). До реализации объекты использовались в предпринимательской деятельности – сдавались в аренду.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налоги по общей системе (10,2 млн рублей), пени (1,4 млн рублей) и штраф (2,6 млн рублей), включив в доходы суммы, полученные от реализации указанного имущества.

Суды трех инстанций (дело № А70-5554/2016) признали законным решение инспекции, указав, что реализованное имущество использовалось не в личных целях, непосредственной целью заключения сделки купли-продажи явилось получение прибыли, то есть доход связан с ведением предпринимательской деятельности. Таким образом, доначисление налога на прибыль, НДС законно.

Отклонены доводы предпринимателя об отсутствии обязанности физлица по уплате НДС. Окружной суд (Ф04-6825/2016 от 20.01.2016) обратил внимание, что в проверяемом налоговом периоде выручка предпринимателя многократно превышала 2 млн рублей, что влечет невозможность использования им как ИП освобождения от уплаты НДС, предусмотренного пунктом 1 статьи 145 НК.