В 2014 году ООО «О» приобрело автомобили Porsche Cayenne и Toyota Land Cruizer, которые переданы в аренду ООО «П».
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в возмещении НДС со стоимости приобретенных автомобилей, установив, что согласно сведениям ГИБДД 27 марта 2015 года - в период арендных отношений - автомобиль попал в ДТП под управлением Б. - супруга руководителя налогоплательщика. При этом руководитель ООО «П» отрицал факт передачи управления спорным транспортным средством в период аренды иным лицам. Документы, подтверждающие использование автомобилей в деятельности ООО «П», не представлены (путевые листы, ТТН, расходные документы по приобретению ГСМ), к тому же, расходы на обычные финансово-хозяйственные нужды по счету данного контрагента не прослеживаются, наличные денежные средства (на ГСМ) не снимаются.
Суд первой инстанции (дело № А03-22792/2015) отменил решение инспекции, указав, что налогоплательщиком представлены все необходимые документы для вычета, автомобиль приобретен для деятельности, облагаемой НДС, принят на учет.
Апелляция отменила решение суда, признав, что компанией создана схема возмещения из бюджета НДС по приобретению автомобиля для личного использования взаимозависимыми лицами. Суд учел, что подписи на документах от имени налогоплательщика выполнены Б. без наличия необходимых для этого полномочий.
Участковый пояснил, что на территории его обслуживания находится дом, в котором проживают руководитель налогоплательщика и ее гражданский муж, а также их несовершеннолетний ребенок. С декабря 2014 года ими используются спорные автомобили, в ночное время они стоят перед подъездом жилого дома. 16 октября 2015 года на городском автобусном маршруте имел место конфликт с участием Б., управлявшего при этом автомобилем Toyota Land Cruizer, с причинением ущерба автобусу.
Таким образом, суды (постановление кассации Ф04-4215/2016 от 04.102.2016) признали, что с момента приобретения автомобилей они находились под управлением директора налогоплательщика и ее супруга, деловая цель получения в аренду дорогостоящих автомобилей представительского класса в суде не доказана.