11 декабря 2014 года компания представила в ИФНС уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС с 1 декабря 2014 года. Инспекция сочла невыполненными условия для предоставления освобождения – к уведомлению компания не приложила документы, подтверждающие, что за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности два миллиона рублей. Впоследствии инспекция установила, что компания не представила в установленный срок декларацию по НДС за 1 квартал 2015 года, и приняла решение о приостановлении операций по счетам компании.

Узнав о решении от банка, компания оспорила его в УФНС, а получив отказ - в суде (дело № А13-13254/2015).

В суд первой инстанции компания представила пакет документов, предусмотренный пунктом 3 статьи 145 НК для освобождения от уплаты НДС.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на отсутствие у компании обязанности по представлению налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2015 года, поскольку на момент наступления срока ее представления компания полагала, что освобождена от НДС.

Суды отклонили довод инспекции о позднем представлении необходимых документов, пояснив, что согласно статье 145 НК налогоплательщик лишь информирует инспекцию о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены.

В решении кассации (Ф07-6639/2016 от 11.08.2016) указано: «лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов».