Госдума приняла в первом чтении и подготовила ко второму правительственный законопроект № 1053039-6, которым предусматриваются налоговые льготы организациям и физлицам в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Второе чтение может состояться уже 22 июня.

Ко второму чтению в законопроекте появились нормы об учете платы за вред автодорогам в расходах при ЕСХН, кроме того, в связи с учетом платы в расходах при УСН уточнено, что речь идет о плате в отношении транспортных средств, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы. В остальном законопроект остался без изменений.

Напомним, что за указанные автомобили в систему "Платон" начиная с 15 ноября 2015 года уплачивается компенсация вреда, который они наносят федеральным автотрассам. Плата зависит от протяженности пути, пройденного большегрузом по такой дороге.

На сумму данной платы, уплаченной в течение года, будет уменьшаться сумма транспортного налога, исчисленного за тот же год. Если налог оказался меньше суммы платы, то он обнуляется. Это будет касаться как физлиц, так и организаций. При этом организации будут освобождены от уплаты исчисленных авансовых платежей по транспортному налогу в отношении большегрузов.

В настоящее время сумму, отданную "Платону", можно в полном объеме учесть в целях налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пункта 49 части 1 статьи 264 НК. Но поскольку часть этой платы будет направлена на уменьшение транспортного налога, эту часть законопроект исключает из состава расходов в целях налога на прибыль. С этой целью вносится соответствующий пункт в статью 270 НК, в которой перечислены не учитываемые расходы.

При УСН и при ЕСХН в настоящее время плата за вред дорогам не учитывается. Законопроект исправит это, включив плату в перечни разрешенных при УСН и при ЕСХН расходов с оговоркой, что учитывается лишь та часть платы, которая превысила сумму транспортного налога.

Таким образом, будет установлен одинаковый подход к учету платы в расходах при УСН, ЕСХН и при общем режиме.

Действие нововведений предполагается распространить на 2016 год, а указанные льготы по транспортному налогу, которые будут предоставлены физлицам - также на 2015 год.

При этом почти все, что устанавливается законопроектом, кроме дополнения статей о расходах при УСН и ЕСХН, перестанет применяться начиная с 2019 года. В итоге с 2019 года плата не будет учитываться в уменьшение транспортного налога, но при этом в полном объеме будет учитываться в расходах как при общем режиме, так и при УСН и ЕСХН.

Следует отметить, что депутаты не учли позицию КС о недопустимости автоматического прекращения действия норм о зачете платы платы в счет транспортного налога.