Конституционный Суд РФ провозгласил постановление по делу о проверке конституционности нормативных актов о взимании с большегрузных автомобилей платы за проезд по федеральным трассам. Дело рассматривалось по запросу группы депутатов Госдумы

Заявители полагают, что данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. По своей сути она является налогом и соответственно, по их мнению, должна была устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства РФ. Аналогичную претензию заявители предъявляют к введению административной ответственности за несоблюдение требований по оплате проезда большегрузных автомобилей. Депутаты считают, что данная мера в нарушение Конституции основана не на законе, а на акте исполнительной власти. Кроме того, они указывают на то, что подобные санкции создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны.

КС исходил из того, что основное бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве, но это не исключает возможность возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги, существенно ускоряя износ полотна. Данный подход широко применяется в практике зарубежных стран.

КС считает, что плата за пользование федеральными трассами не обладает характеристиками налога. Суд не усмотрел двойного обложения при взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо.

В то же время, КС указал федеральному законодателю и правительству РФ на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по целевому назначению обязательными платежами (пусть даже и разной природы).

Правительство РФ, внося в Госдуму законопроект о зачете суммы данной платы при расчете транспортного налога, по сути, признало необходимость снижения финансового бремени владельцев большегрузных автомобилей. КС отметил недопустимость произвольного отказа от таких мер или автоматического прекращения их действия (напомним, что внесенный в ГД законопроект предусматривает, что вводимый им зачет платы платы в счет транспортного налога прекратится с 2019 года).

Также КС отметил, что недопустимо повышение установленного правительством РФ размера платы (помимо ее индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов.

Предписания, наделяющие оператора системы «Платон» нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования, признаны противоречащими Конституции РФ. Правительство РФ обязано внести соответствующие изменения в свои правовые акты. Кроме того, КС указал, что оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера. 

КС также подчеркнул, что штраф за  нарушение правил оплаты пользования федеральными трассами не может налагаться в отсутствие вины владельца большегрузного транспорта. Он вправе доказать, что наличие формальных признаков правонарушения было вызвано не зависящими от него обстоятельствами (дорожной обстановкой, состоянием транспортной инфраструктуры или иными подобными причинами).