Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 962487-6, который обложит НДС услуги иностранных IT-компаний, оказываемые российским пользователям через интернет (так называемым "налогом на Google").

В перечень таких услуг входят:

  • предоставление прав на использование программ (включая компьютерные игры), баз данных через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  • оказание услуг в интернете: рекламных; по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав; по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях; по предоставлению возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки);
  • обеспечение и (или) поддержание присутствия в интернете, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации; хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через интернет; предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе; предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга; оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в интернете; 
  • оказание услуг автоматическим способом через интернет при вводе данных, автоматизированных услуг по поиску данных (в частности, сводки фондовой биржи);
  • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных, аудиовизуальных произведений, через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним;
  • предоставление доступа к поисковым системам в интернете;
  • ведение статистики на сайтах.

Оговаривается, что к облагаемым операциям иностранных компаний не будет относиться продажа через интернет, если товар доставляется (услуга оказывается) без использования интернета, а также оказание консультационных услуг по электронной почте, предоставление доступа к интернету, продажа программ на материальных носителях.

В отношении физлица, не являющегося ИП, приобретающего перечисленные услуги, местом деятельности покупателя признается территория РФ (что является поводом для исчисления НДС), если выполняется хотя бы одно из условий:

  • местом жительства покупателя является РФ;
  • место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого покупатель оплачивает услуги, на территории РФ;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
  • международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Льгота, установленная подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК в части освобождение от НДС реализации в РФ исключительных прав на ПО и базы данных остается в неизменном виде (хотя изначально ее планировалось отменить).

Указанные иностранные организации (кроме действующих в РФ через подразделения в РФ) должны будут вставать на учет в налоговых органах РФ. Если фирма предоставила недостоверные сведения, налоговый орган может отказать ей в регистрации. Для коммуникаций с российскими налоговиками иностранные фирмы должны будут использовать личный кабинет на сайте ФНС. Если фирма не уплатила НДС в течение года или не отчиталась по НДС в течение 6 месяцев, налоговики снимут ее с учета. Однако до этого российские налоговые органы должны будут предпринять меры по взысканию недоимок. Если фирма вновь встанет на учет в России, то ее прошлые недоимки, списанные налоговиками как безнадежные, подлежат восстановлению и уплате.

При проведении проверки в отношении иностранной фирмы российские налоговики смогут запрашивать сведения о поступивших ей платежах у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.

Если обязанность по уплате налога не возложена на налогового агента, то инофирма должна уплачивать НДС в РФ самостоятельно. Налоговыми агентами будут признаваться иностранные организации, а также российские организаци и ИП - посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физлицами (покупателями) на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. При наличии нескольких посредников подряд налоговым агентом будет тот, который "ближе" к физлицам-покупателям.

Также налоговыми агентами будут российские организации и ИП, приобретающие услуги иностранных фирм в интернете.

По тексту закона не найдено описания мер, создающих иностранным фирмам стимулы для регистрации в РФ и самостоятельной уплаты НДС в нашей стране. По-видимому, законодатели рассчитывают, что в отношении таких организаций сработают "стандартные" штрафы по статье 122 НК за неуплату налога, а также другие штрафы, предусмотренные российским законодательством.