Между двумя строительными компаниями, имеющими одного и того же учредителя, был заключен договор инвестирования строительства ветеринарной клиники. Согласно договору инвестирование может производиться как путем внесения денежных средств, так и путем передачи в собственность застройщику своих основных средств. 

Инвестор передал застройщику принадлежащие ему на праве собственности офисные помещения, а также здание под продовольственный магазин. Общая стоимость объектов - более 10 млн. рублей. Передача оформлена актами. Компания-застройщик оформила право собственности и даже реализовала третьей стороне часть непроизводственного помещения (магазина).

Впоследствии договор инвестирования был расторгнут с условием, что переданные в качестве инвестиций объекты зданий будут возвращены в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Возврат объектов застройщик произвести не смог, так как уже зарегистрировал право собственности на них, а так же частично реализовал, поэтому перечислил денежные средства инвестору.

У компании-инвестора была произведена выездная налоговая проверка, по результатам которой доначислен НДС около 2 млн руб. на сумму стоимости указанных объектов. Налоговики сочли их передачу реализацией.

Компания не согласилась с таким выводом и обратилась в суд (дело № А62-6067/2012). Однако арбитражный суд встал на сторону налоговиков, и хотя апелляция нашла основания подтвердить выводы налогоплательщиков, кассационный суд все-таки утвердил решение суда первой инстанции.

Кассация руководствовалась нормами закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Исходя из них об инвестициях в строительство объекта недвижимости можно говорить только тогда, когда передаваемые объекты недвижимости либо тесно связаны конструктивно с вновь строящейся, либо передаются с целью создания нового комплекса из нового и имеющихся объектов недвижимости.

В данном случае при строительстве здания компанией не представлено доказательств того, что инвестиции в виде магазина и офисных помещений будут составной частью нового здания. Более того, в ходе проверки инвестор сам представил товарные накладные на реализацию компании-застройщику спорных объектов, составленные в момент передачи данных объектов по инвестиционному договору. В журнале выставленных счетов-фактур отражены счета-фактуры на указанные объекты, однако при проведении контрольных мероприятий данные счета-фактуры налогоплательщиком не представлены, в книгу продаж и налоговую декларацию по НДС не включены.

Суд пришел к выводу о том, что фактически под видом передачи в качестве инвестиций компанией реализованы вышеуказанные объекты. Причем, исходя из последующих действий обоих юридических лиц, а так же того, что учредителем обеих фирм является одно и то же лицо, следует, что на момент расторжения договора инвестирования им заведомо было известно, что указанный договор не будет исполнен. ОС не будут возвращены, поскольку они частично уже были реализованы (проданы) третьим лицам. Кассационный суд подтвердил правильность выводов ИФНС и правомерность доначисления НДС.