При этом также и отсутствие в счетах-фактурах страны происхождения товара и номера ГТД - не повод для отказа в вычете по НДС, указали суды.
Фирма обратилась с суд (дело № А56-60180/2012) с заявлением о признании недействительным решения ИФНС об отказе в налоговом вычете НДС в сумме почти 3 млн рублей.
Суд первой инстанции и апелляция иск фирмы удовлетворили. Инспекция подала кассационную жалобу, в которой указывает, что "вывод судов о том, что Общество утратило право на применение упрощенной системы налогообложения является неправомерным... деятельность фирмы направлена не на получение прибыли, а на необоснованное возмещение НДС из бюджета путем создания видимости осуществления финансово-хозяйственной деятельности".
Судами установлено, что во 2 квартале 2011 года фирма приобрела и оприходовала товар на сумму 70 млн рублей, оплата которого не производилась, и в этом же квартале оформила возврат поставщику, так как товар спросом не пользовался. В результате фирма потеряла право на использование УСН (статья 346.13 НК), в связи с превышением лимита доходов в 60 млн рублей. Переход с УСН на общий режим налогообложения носит уведомительный характер. Возмездный переход права собственности на товар доказан, поэтому довод инспекции, что сделка носит мнимый характер, судами не принят.
Тогда же, во 2 квартале 2011 года, фирмой приобретен также и другой товар (оборудование для обогрева пространства), который частично реализован в следующем квартале, в результате чего образовался налоговый вычет НДС на спорную сумму. Инспекция обнаружила, что в договоре поставки не указаны реквизиты фирм, фирма-поставщик товара находится на УСН, соответственно плательщиком НДС не является, декларации по НДС ею за этот период не предоставлялись.
Счета-фактуры выставлены с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169. Учитывая, что товар импортного производства, в счетах-фактурах не указаны страна происхождения и номера таможенных деклараций.
Судами установлено, что факты приобретения товара, его принятия на учет, хранения на складе, частичной реализации подтверждаются соответствующими первичными документами.
НК не обязывает налогоплательщика контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах его поставщиками, а также проверять наличие у них полномочий на подписание счетов-фактур. Кассация разъясняет, что контроль за соблюдением законодательства возложен на налоговый орган и фирма за это ответственности не несет.
В результате, ИФНС не доказала получение налоговой выгоды фирмой, и следовательно законных оснований для отказа фирме в возмещении НДС в спорном периоде не имелось.