Во время нахождения в отпуске по беременности и родам женщина была принята на работу. Был заключен трудовой договор с организацией-работодателем, однако фактически к работе гражданка не приступила.

Организация выплатила ей пособие по беременности и родам, рассчитав его исходя из ее зарплаты по предыдущему месту работы. ФСС отказался возмещать пособие, поскольку увидел создание искусственной ситуации с целью неправомерного получения средств из ФСС.

Спор был рассмотрен в судах трех инстанций (дело № А79-5072/2012). В первой решение было принято в пользу организации, апелляция отменила его, кассация вернула. Затем ФСС пытался подать надзорную жалобу в ВАС, однако коллегия судей ВАС отказала в пересмотре дела, таким образом, оставив в силе решение кассации.

Оценивая произошедшее не как схему, суды учитывали, что работодатель не вправе отказать женщине в приеме на работу, в заключении трудового договора по мотиву ее беременности или наличия детей.

Однако дальше аргументация судей все-таки не является идеально логичной. "В подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в том числе, граждане РФ, работающие по трудовым договорам. В силу пункта 5 названной статьи лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством", - указала кассация.

Исходя из этого понятна позиция ФСС и суда апелляционной инстанции, поскольку гражданка, напомним, к работе не приступала.

Однако дальше суд кассационной инстанции все же пришел к выводу: факт того, что она не приступила к выполнению трудовых обязанностей в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, не является основанием для отказа в выплате пособия.

Поскольку действующим осталось решение суда первой инстанции, отметим, что он учел следующее: "в силу статьи 16 закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размера пособия по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованной женщины по трудовому договору, в течение которых она подлежала обязательному социальному страхованию в связи с материнством. ... Размер пособия по беременности и родам рассчитан исходя из суммы заработной
платы по предыдущему месту работы", а не в организации, являющейся истцом по данному делу.

По-видимому, решающим аргументом стало именно это обстоятельство - уплата взносов прежним работодателем. Поскольку взносы с зарплаты женщины платились в ФСС (не важно, по какому именно месту работы), фонд по отношению к ней несет обязательства страховщика.

Суд напомнил также, что за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 145 Уголовного кодекса РФ.