Принятый ГД в третьем чтении законопроект № 196666-6 вводит также некоторые новшества, затрагивающие сферу обращения с бухгалтерскими документами.

В законе о бухучете (статья 29) появляется норма: "При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно".

В действующей редакции закона о банкротстве в случае нарушений в сфере ведения и наличия бухгалтерской документации субсидиарная ответственность по обязательствам должника возложена только на руководителя (п .5 ст. 10). С принятием законопроекта она распространится на всех контролирующих должника лиц, включая руководителя.

В частности, в законе о банкротстве устанавливается ответственность контролирующих должника лиц в случае, если должник признан банкротом вследствие их действий (бездействия). В случае недостаточности имущества должника контролирующие его лица несут субсидиарную ответственностть.

Законопроектом установлены основания, при наличии которых предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц (пока не доказано иное). Одно из оснований для этого - если к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом имеются нарушения в сфере обращения бухгалтерской документации. В частности, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ:

  • отсутствуют
  • не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным
  • указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Эта норма "применяется в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника".

Не совсем понятно, что имел в виду законодатель, формулируя последний упомянутый абзац - в каком смысле и в какой мере эта норма применяется к бухгалтерам? Устанавливает ли еще какую-то дополнительную ответственность для них, помимо и так установленной статьей 14.13 КоАП? Новых мер ответственности за перечисленные деяния ни в КоАП, ни в УК в связи с указанными изменениями не вводится. При этом в соответствии с действующей (ст. 14.13 КоАП) за сокрытие, уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов должностные лица получают штраф 5-10 тысяч рублей или дисквалификацию от 6 месяцев до трех лет (если нет признаков уголовного преступления).

Определение лиц, контролирующих должника, остается таким же, как и в действующей редакции: "контролирующее должника лицо - лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью)".

Бухгалтера и главбухи под это определение вряд ли могут подпадать, соответственно, вряд ли им грозит субсидиарная ответственность по обязательствам должника-банкрота. Соответственно, остается не ясно, как именно изменится ответственность бухгалтеров за порчу документов в случае банкротства, несмотря на их упоминание в законопроекте.

Напомним также об уже освещенных нами новшествах, вводимых законопроектом № 196666-6:

  • Налоговики не получат права считать налоги, игнорируя сделки с "подозрительными" контрагентами. Единственная хорошая новость, которую принесло принятие законопроекта - это удаление из его текста одного абзаца, присуствовавшего в его версии, принятой в первом чтении.
  • Администрирование НДС, убыточных деклараций и уточненок к уменьшению становится жестче. Увеличивается объем документации, которую смогут требовать налоговики при подаче убыточной декларации и уточненной с уменьшением суммы налога относительно первоначальной. Дополнительные бумаги будут также необходимы, если у налоговых органов появятся противоречивые сведения по НДС. Камералить декларации по НДС будут с использованием некоторых возможностей выездных проверок. Отчитываться по НДС придется в электронном виде.
  • Налоговики, среди прочего, получат информацию о всех банковских вкладах и счетах граждан. Законопроект расширяет возможности налоговых органов в сфере получения информации о банковских счетах, вкладах (депозитах) любых лиц. Под тотальный контроль попадают и физлица, не являющиеся ИП. К тому же, выписку по любому счету налогоплательщика (организации, ИП, физлица) ИФНС сможет запросить, если проверяет контрагента этого налогоплательщика, а не только при проверке в отношении него самого.
  • Недоимку могут взыскать с "родственной" фирмы, если средства поступили через третьих лиц. Расширены возможности для взыскания недоимки, числящейся за юрлицами более трех месяцев. Кроме того, усиливается роль информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, в том числе в налоговых правоотношениях. Налоговики будут слать письма юрлицам только на адреса, указанные в ЕГРЮЛ. Заблокировать счет организации смогут по еще одному основанию, помимо опоздания с декларацией - за несдачу квитанции о приеме электронных документов ИФНС.
  • "Крупный размер" преступлений в финансовой сфере становится "особо крупным". Ужесточаются наказания в сфере финансовых преступлений, вводятся новые виды преступлений и меры наказания за них. Устанавливается ответственность юрлиц за недостоверные данные о них в ЕГРЮЛ. Банки получают право расторгать договор банковского счета.