В связи с принятием ГД в третьем чтении законопроекта № 196666-6 имеется и хорошая новость. Из окончательного текста исчезла мысль о том, что налоговики будут вправе пересчитывать налоговую базу "без учета результатов сделок, совершенных с целью занижения сумм налогов участниками сделки (в том числе третьими лицами при посредничестве), не выполняющими в этой сделке (совокупности сделок) никаких функций из-за отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, в том числе из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств".

Перечисленные обстоятельства "подозрительности" контрагентов (отсутствие официально отраженных ресурсов) часто используются налоговиками в судах, однако суды, как правило, не считают эту аргументацию подходящей для непринятия расходов или вычетов НДС.

Идея позволить налоговикам в бесспорном и одностороннем порядке применять такой подход была отражена в тексте законопроекта, принятом в первом чтении. Планировалось пункт 1 статьи 31 НК дополнить подпунктом 7.1 указанного содержания. К счастью, к третьему чтению его из законопроекта убрали.

Напомним, вчера мы сообщали о новшествах, которые ожидают налоговую и финансовую сферы в связи с превращением данного законопроекта в закон:

  • Администрирование НДС, убыточных деклараций и уточненок к уменьшению становится жестче. Увеличивается объем документации, которую смогут требовать налоговики при подаче убыточной декларации и уточненной с уменьшением суммы налога относительно первоначальной. Дополнительные бумаги будут также необходимы, если у налоговых органов появятся противоречивые сведения по НДС. Камералить декларации по НДС будут с использованием некоторых возможностей выездных проверок. Отчитываться по НДС придется в электронном виде.
  • Налоговики, среди прочего, получат информацию о всех банковских вкладах и счетах граждан. Законопроект расширяет возможности налоговых органов в сфере получения информации о банковских счетах, вкладах (депозитах) любых лиц. Под тотальный контроль попадают и физлица, не являющиеся ИП. К тому же, выписку по любому счету налогоплательщика (организации, ИП, физлица) ИФНС сможет запросить, если проверяет контрагента этого налогоплательщика, а не только при проверке в отношении него самого.
  • Недоимку могут взыскать с "родственной" фирмы, если средства поступили через третьих лиц. Расширены возможности для взыскания недоимки, числящейся за юрлицами более трех месяцев. Кроме того, усиливается роль информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, в том числе в налоговых правоотношениях. Налоговики будут слать письма юрлицам только на адреса, указанные в ЕГРЮЛ. Заблокировать счет организации смогут по еще одному основанию, помимо опоздания с декларацией - за несдачу квитанции о приеме электронных документов ИФНС.
  • "Крупный размер" преступлений в финансовой сфере становится "особо крупным". Ужесточаются наказания в сфере финансовых преступлений, вводятся новые виды преступлений и меры наказания за них. Устанавливается ответственность юрлиц за недостоверные данные о них в ЕГРЮЛ. Банки получают право расторгать договор банковского счета.