
Какие санкции могут применить к фирме, арендовавшей транспортное средство у своего сотрудника, но не удержавшей НДФЛ с положенных ему выплат за последний месяц действия договора? Об этом, а также о заполнении формы 2-НДФЛ в этой ситуации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дарья Брижанева и Дмитрий Игнатьев.
С сотрудником организации заключен договор аренды транспортного средства. На протяжении нескольких месяцев НДФЛ с выплат по данному договору удерживался и перечислялся в бюджет, за последний месяц действия договора в 2012 году НДФЛ удержан и перечислен не был. На данный момент срок договора аренды истек, сотрудник в организации продолжает работать. Как отразить сумму неудержанного налога в отчетности 2-НДФЛ и какие санкции возможны по отношению к организации?
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В рассматриваемой ситуации у работника организации, являющегося арендодателем, возникает объект обложения НДФЛ независимо от его налогового статуса (ст. 209, пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ).
При этом организация-работодатель, выступающая одновременно и арендатором имущества по договору со своим работником, является налоговым агентом по НДФЛ и должна исчислить с дохода в виде арендной платы, удержать у работника и уплатить сумму НДФЛ в бюджетную систему РФ (п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).
Подтверждают данную позицию и специалисты Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 07.11.2011 N 03-04-06/3-298, от 05.08.2011 N 03-04-06/3-179, от 13.07.2010 N 03-04-06/3-144).
В силу п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удержание у налогоплательщика начисленной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Удерживаемая сумма НДФЛ не может превышать 50% суммы выплаты.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного НДФЛ с доходов, выплачиваемых в денежной форме, не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, то есть дня выплаты дохода (п. 6 ст. 226, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация во исполнение обязанностей налогового агента была обязана исчислить, удержать НДФЛ с доходов физического лица, полученных в рамках договора аренды транспортного средства, и перечислить его в бюджетную систему РФ не позднее дня фактической выплаты дохода.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).
Так, за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, ст. 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Следует обратить внимание, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налоговый агент должен выплатить пени в размере и в порядке, определенном ст. 75 НК РФ (п.п. 1, 7 ст. 75 НК РФ).
Однако в судах вопрос о возможности взыскания пени с налогового агента в случае неудержания им НДФЛ решается неоднозначно (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 11.07.2012 N Ф09-4929/12 по делу N А50-19343/2011, постановление ФАС Поволжского округа от 08.06.2011 N Ф06-4529/11 по делу N А12-18633/2010, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2011 по делу N А63-2451/2010).
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников").
Согласно Рекомендациям по заполнению формы 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__год" (далее - Справка), утвержденным приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@, организация в данной ситуации должна была учесть:
- сумму дохода работника в виде арендной платы, в том числе с которой не производились удержание и перечисление НДФЛ в бюджетную систему РФ - при формировании раздела 3 Справки, а также при формировании показателей, отражаемых в п.п. 5.1, 5.2 раздела 5 Справки;
- сумму НДФЛ, исчисленную с дохода в виде арендной платы, но не удержанную организацией - при формировании показателя, отражаемого в п. 5.3 раздела 5 Справки;
- сумму НДФЛ, не удержанного организацией с дохода работника в виде арендной платы - при формировании показателя, отражаемого в п. 5.7 раздела 5 Справки.
Указанный порядок справедлив в отношении порядка заполнения Справки, представляемой в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, то есть с признаком "1".
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.