Отчасти разрешено противоречие между правовой позицией ВАС и разъяснениями Минфина. По продовольственным товарам премия, выплачиваемая поставщиком покупателю, не уменьшает цену товара. По непродовольственным возможны варианты, и чтобы правильно учесть ретробонусы при налогообложении, логично прописать влияние премии на цену товара в условиях договора.

Минфин выпустил еще одно (от 16.08.2012 N 03-07-11/301) письмо на тему премий, предоставляемых продавцом оптовому покупателю, за выполнение условий договора. В этот раз письмо касается налогообложения НДС.

Ранее мы уже писали о предыдущем минфиновском письме и о решении президиума ВАС. В обоих случаях речь шла о классификации ретробонусов, платы за место на полке и тому подобных выплат применительно к налогообложению.

Напомним, ВАС приравнял выплаты поставщиков в пользу покупателя (розничной сети) к скидкам с цены товара, закупаемого розничной сетью. То есть плата за выполнение условий договора (а именно такую формулировку применяют к данным платежам и Минфин, и ВАС) меняет цену товара.

Следовательно, согласно постановлению ВАС, корректировке (уменьшению) подлежит налоговая база по НДС у поставщиков, а значит - и размер вычетов по НДС у розничной сети. По этой же логике, у поставщика товара выплаченный ретробонус не ставится в расходы, но уменьшает доходы.

Минфин же в письме от 17.08.12 № 03-03-06/1/414 (о котором мы писали ранее) предлагает включать выплаченный ретробонус во внереализационные расходы, задавая условие, возможность которого исключена высшими арбитрами: "если указанные скидки (премии) предусмотрены условиями соответствующего договора купли-продажи (без изменения цены)".

В письме Минфина N 03-07-11/301 содержится более подробное разъяснение относительно влияния премии на цену товара. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" в цене договора поставки продовольственных товаров может учитываться вознаграждение, выплачиваемое розничному торговцу со стороны поставщика. По этой же норме такая премия не учитывается в цене товара (не уменьшает ее).

По непродовольственным товарам такой нормы нет. Следовательно, пишет Минфин, "премия (вознаграждение), исходя из условий договора, может как изменять стоимость ранее поставленных товаров (т.е. по своей правовой природе являться скидкой к цене товара), так и не изменять ее".

Следует отметить, что, формулируя свою правовую позицию, ВАС не упоминал о данной норме 381-ФЗ. Впрочем, в том деле, возможно, и не было причины это делать, поскольку речь шла о непродовольственных товарах. Однако ВАС не счел возможными варианты, упоминаемые Минфином и увязываемые им с условиями договоров, и квалифицировал ретробонусы вполне однозначно (как уменьшающие цену товара).

В случае, если ретробонус изменяет цену товара, отмечает Минфин, должен выставляться корректировочный счет-фактура, а покупатель обязан восстановить разницу в сумме НДС.

В письме N 03-07-11/301 Минфин не оставил без внимания и вышеупомянутую правовую позицию ВАС, и пришел к выводу: "по нашему мнению, квалификация премии (вознаграждения) в качестве формы торговой скидки должна производиться с учетом положений вышеуказанного Постановления Президиума ВАС РФ в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации".

Текст: Елена Степура