После принятия решения о распределении прибыли дивиденды, которые необходимо выплатить, приравниваются к обязательствам, связанным с осуществлением деятельности предприятия. Курсовые разницы, возникшие в результате выплаты дивидендов, ничем не отличаются от курсовых разниц при погашении любых других валютных обязательств.

Опубликовано постановление ВАС по делу № А81-5904/2010.

Дивиденды в адрес иностранного юрлица посчитали в рублях, но выплачивать их надо было в евро.  Пересчитали в евро по курсу ЦБ, актуальному на день принятия решения о выплате дивидендов. Таким образом, возникло обязательство по выплате дивидендов в евро.

Далее российская сторона удержала налог на дивиденды, соответственно снизив сумму обязательств в евро.

На дату выплаты дивидендов курс евро вырос. Образовались отрицательные курсовые разницы.

Налоговики воспротивились включению этих курсовых разниц в расходы. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика, кассация, напротив, посчитала правомерной позицию налогового органа.

ВАС отменил решение кассационной инстанции и налоговой инспекции.

"Обязательство по выплате дивидендов не может расцениваться как обязательство, принимаемое вне связи с деятельностью, направленной на получение дохода. Положения пункта 1 статьи 270 Кодекса, исключающие из состава расходов, учитываемых для целей налогообложения, суммы начисленных дивидендов, не могут быть расценены как устанавливающие одновременно и предписание о недопустимости учета отрицательных курсовых разниц, возникающих в результате переоценки обязательства по выплате дивидендов. Невключение дивидендов в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения,  обусловлено не квалификацией данных расходов как не связанных с деятельностью, направленной на  получение дохода, а тем, что дивиденды представляют собой сумму чистой прибыли,оставшуюся после  налогообложения и распределяемую между участниками.

Отрицательная курсовая разница, полученная в результате дооценки выраженного в иностранной валюте  обязательства по выплате дивидендов, возникает объективно вне воли налогоплательщика вследствие макроэкономических процессов и изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте и  представляет собой потери в имущественной сфере налогоплательщика в результате увеличения размера его обязательства в рублевом исчислении.

Положения подпункта 5 пункта 1 статьи 265 Кодекса не содержат каких-либо ограничений для учета в целях налогообложения отрицательных курсовых разниц, возникающих в результате дооценки выраженного в  иностранной валюте обязательства, принятого налогоплательщиками в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Отсутствуют в данной норме и какие-либо ограничения для учета отрицательных курсовых разниц, возникших в связи с переоценкой обязательств по выплате дивидендов", - такова мотивировочная часть решения президиума ВАС.