Суды признали незаконным начисление доходов по всем поступлениям на расчетный счет предпринимателя, утерявшего первичные документы, а расходов - в размере 20% от суммы дохода
По требованию налогового органа предпринимателем не были представлены документы, подтверждающие как суммы доходов, так и расходов за проверяемый период, в связи с их утерей. Налоговым органом в ходе выездной проверки была установлена общая сумма дохода предпринимателя за 2007 год расчетным путем: в размере всех средств, поступивших на расчетный счет (на основании выписки о движении денежных средств по расчетному счету, платежных поручений банка, а также по материалам встречных проверок).
При определении состава расходов за этот же период, в соответствии со ст. 221 НК РФ, ему был предоставлен налоговый вычет в размере 20% общей суммы дохода, полученного от предпринимательской деятельности в 2007 году. Хотя реальные расходы, проходившие по банковской выписке, значительно превышали полученную сумму. В результате предпринимателю доначислены ЕСН и НДФЛ, а также начислены штраф и пеня.
Однако суды (дело № А03-1136/2011) приняли сторону предпринимателя.
Действительно, при отсутствии необходимых для расчета налогов документов учета доходов и расходов, приведшего к невозможности исчислить налоги, подлежит применению правило, предусмотренное пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, в силу положений которого налоговые органы вправе определять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках.
Но при этом, как усматривается из этой же выписки банка, предприниматель в проверяемом периоде понес расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности: оплата услуг банка, процентов по погашению кредита и лизинговых платежей, а также товаров и услуг.
Седьмой ААС в своем Постановлении выразил мнение, что довод налогового органа о возможности одновременного применения расчетных норм пп.7 п.1 ст. 31 НК РФ при определении доходов и абзаца 4 пункта 1 статьи 221 НК РФ как частного способа определения расходов основан на неправильном толковании норм материального права. ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 2.04.12) оставил в силе решения нижестоящих инстанций, отменившие решение налогового органа в части расчета налоговой базы по НДФЛ.
При этом по этому же делу имеется и еще один эпизод, связанный с исчислением НДС. Счета-фактуры, подтверждающие входящий НДС, также были утеряны предпринимателем. И здесь суды поддержали решение налогового органа. При проверке выписок банка налоговая не нашла расхождений между суммой исходящего НДС, заявленного предпринимателем по декларациям, и налоговой базой, установленной при проведении мероприятий налогового контроля.
В то же время в связи с непредставлением предпринимателем первичных учетных документов (в том числе счетов-фактур, документов подтверждающих оплату товара и его принятие на учет (товарные, товарно-транспортные накладные, а также книги покупок, журналов полученных счетов-фактур), НДС был доначислен. Принимая во внимание также позицию, указанную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 года №10963/06, суд пришел к выводу о том, что решение налоговой по данному эпизоду правомерно, поскольку обязанность подтверждения обоснованности налогового вычета по НДС возложена на предпринимателя.