Суды указали, что такой договор лизинга содержит в себе элементы как собственно лизинга, так и купли-продажи. Разделить платежи по этим двум составляющим невозможно, поэтому НДС восстанавливается в полном объёме.

В конце 2019 года организация взяла в лизинг сроком на 11 месяцев автомобиль. К учёту он был принят в ноябре 2019 года, а октябрём 2020 года был датирован последний платёж по лизингу. Договор предусматривал переход права собственности на автомобиль к лизингополучателю. Договор был полностью исполнен: платежи уплачены, в том числе последний выкупной платёж, автомобиль оформлен в собственность организации.

С 2021 года организация перешла на УСН. Соответственно, за четвёртый квартал 2020 года была подана последняя декларация по НДС, после камералки которой налоговая доначислила налог в сумме 200 тысяч рублей, пени 16 тысяч рублей и штраф 10 тысяч рублей.

Причина в том, что организация не восстановила НДС, ранее принятый к вычету по основному средству. Организация считала, что этот НДС уплачивался в составе лизинговых платежей, а не при приобретении основного средства.  Поскольку договор был уже исполнен, по мнению организации, суммы НДС восстановлению не подлежали. Суд первой инстанции тоже так посчитал.

Однако апелляция уже приняла сторону налоговиков, и это решение подтвердилось и в кассации. Суды указали, что имел место не чисто договор лизинга, а договор лизинга с выкупом, то есть – тот, который, помимо собственно лизинга, содержит в себе элементы также и купли-продажи.

Платежи по этому договору включали как стоимость автомобиля, так и плату за финансирование, предоставленное лизинговой компанией. Однако невозможно разделить эти платежи на соответствующие части – на плату за пользование предметом лизинга и на его стоимость. Соответственно, и НДС разделить по этим признакам нельзя, поэтому его нужно восстанавливать в полном объёме, решили суды. Разумеется, учтено, что автомобиль фирма продолжает использовать и теперь – в необлагаемой НДС деятельности (Ф10-1029/2023 по делу А48-909/2022).