
Глава ведомства напомнил о перестановке акцентов в валютном контроле, а также разъяснил смысл некоторых принятых на днях законодательных изменений.
Федеральная налоговая служба оперативно приостановила проверки соблюдения валютного контроля, напомнил глава службы Егоров на брифинге. Сейчас их проводят только по указам президента, которые были выпущены недавно. Ранее мы уже писали, что на проверку продажи валютной выручки, по сути, брошены все силы соответствующего подразделения налоговой службы. Ожидаются в том числе и штрафы, которые низкими не назвать.
Также ФНС приостановила подачу заявлений в суды о банкротстве предприятий. Кроме того, до 1 июня не предпринимается блокировка по счетам, если у налогоплательщика есть долги. В этой связи ранее также сообщалось, что пострадавшим от санкций можно обратиться за отсрочкой взыскания налоговых долгов.
«По опыту ковидной ситуации мы создали у себя ситуационные центры. В эти центры может обратиться любой налогоплательщик по почте, в электронном виде, через личный кабинет, через сайт. Таким образом, у нас формируется структура обращений плательщиков, за счет которой и идут те или иные изменения», – заявил руководитель ФНС.
Кроме того, позавчера Госдума приняла большой антикризисный пакет поправок в НК, а Совфед его вчера одобрил. По этому поводу глава ФНС подчеркнул следующее.
От налога освобождены доходы от банковских вкладов, полученные в 2021 и 2022 годах. Речь идет о любой сумме, отметил глава налоговой службы. Кроме того, из-за резких изменений процентных ставок по кредитам, некоторые заемщики получили материальную выгоду, с которой по закону необходимо уплатить налог. В 2021-2023 годах этот доход также освобождается от НДФЛ.
Что касается мер поддержки бизнеса, в два раза сократился размер пени: с 1/150 до 1/300 ставки рефинансирования. Кроме того, плательщики налога на прибыль смогут перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактического финансового результата. Для этого нужно подать уведомление до 20 числа месяца. Аналогичные меры были приняты в 2020 году во время пандемии.
Даниил Егоров также рассказал, что сейчас многие компании, у которых есть обязательства в валюте, столкнулись с волатильностью курсовых разниц: «В налоговом учете принято, что если у тебя есть какое-то требование или обязательство в валюте, то ты его переоцениваешь и каждый месяц учитываешь, какой финансовый результат получается. Было принято решение: если у нас отрицательная курсовая разница, то это расход». Отрицательные курсовые разницы можно продолжать учитывать в 2022 году каждый месяц. А если положительная курсовая разница, то она формирует доход, следовательно, нужно доплачивать налог на прибыль. Курсовые разницы положительные, так называемые нереализованные, их учитывать в 2022 году каждый месяц не нужно. По 2023 году ФНС будет учитывать только реализованные курсовые разницы.
Еще одно решение, принятое законодателем, – это ограничение курса рубля для учета процентов, по которым рассчитывается тонкая капитализация, а также капитал, на который может влиять переоценка требований обязательств в валюте. Курсы фиксируются на 1 февраля. Что касается НДС, то его возмещение в размере уплаченных за прошлый год налогов будет занимать всего восемь дней, а не два месяца как раньше. Таким образом, бизнес сможет быстрее вернуть в оборот более 80 млрд рублей.