Налоговики рассмотрели ситуацию, когда организация перевела сотрудников на дистанционную работу и закрыла несколько обособленных подразделений. По мнению службы, НДФЛ с выплат работникам в таком случае нужно перечислять в бюджет по месту нахождения филиала, в котором по штатному расписанию они исполняют обязанности.

Также ФНС отметила, что надо установить, кто является источником выплаты дохода: головная организация или обособленное подразделение. Это требуется для того, чтобы понять, кто считается налоговым агентом, т.е. кто должен рассчитывать, удерживать и перечислять налог в бюджет по месту постановки на учет. Кроме того, налоговики сослались на позицию Минфина: само по себе привлечение дистанционных работников не создает обособленных подразделений.

Вопрос: О месте уплаты НДФЛ с доходов в виде оплаты труда сотрудников, подлежащих переводу на дистанционный режим работы, организациями, имеющими обособленные подразделения.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 14 октября 2020 г. N СД-4-3/16830@

Федеральная налоговая служба в связи с письмом Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам от 17.09.2020 (далее — Инспекция) рассмотрела проект мотивированного мнения Инспекции, составленного по запросу Акционерного общества (далее — АО, Общество, налогоплательщик) по вопросу определения места уплаты налога на доходы физических лиц с доходов в виде оплаты труда сотрудников, подлежащих переводу на дистанционный режим работы, и сообщает следующее.

Из запроса о представлении мотивированного мнения налогового органа следует, что АО осуществляет перевод части работников на дистанционную работу на постоянной основе. В результате перевода работников на дистанционный режим работы отсутствует необходимость наличия стационарных рабочих мест, что предполагает расторжение договоров аренды и снятие с налогового учета ряда обособленных подразделений. В связи с этим, как отмечает налогоплательщик, возникает неопределенность по вопросу правильности определения места уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащих переводу на дистанционный режим работы.

Так, по мнению налогоплательщика, при переводе работника на дистанционный режим работы налог на доходы физических лиц правомерным будет уплачивать по месту учета филиала, в котором по штатному расписанию исполняет обязанности работник.

Позиция Инспекции не противоречит позиции налогоплательщика и сводится к следующему.

В соответствии со статьей 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Из приведенного определения следует, что дистанционная работа осуществляется в рамках трудового договора вне стационарного рабочего места, а также вне какого-либо подразделения работодателя.

Согласно статье 20 ТК РФ работодателем может являться физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Обществом вместе с запросом представлен проект дополнительного соглашения к трудовому договору (о дистанционной работе), согласно которому сторонами соглашения выступают "Работодатель" в лице исполняющего обязанности регионального представителя Общества и "Работник", исполняющий согласно штатному расписанию свои трудовые обязанности дистанционно.

Таким образом, налог на доходы физических лиц подлежит уплате в адрес налогового органа по месту нахождения филиала, в котором по штатному расписанию исполняет обязанности работник.

Вместе с тем Инспекция дополнительно обращает внимание на следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса. Указанные лица именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.

Пунктом 2 статьи 226 Кодекса установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Абзацем первым пункта 7 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен данным пунктом.

При этом согласно абзацу второму пункта 7 статьи 226 Кодекса налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, необходимо установить, кто является источником выплаты дохода (головная организация, представительство, филиал, обособленное подразделение) и место постановки на учет его в качестве плательщика налогов, сборов и страховых взносов.

При указанных обстоятельствах источником выплаты дохода работника будет выступать региональный филиал (представительство), в котором согласно штатному расписанию работник выполняет свои обязанности дистанционно (в другом городе или регионе), вне стационарного рабочего места, а также вне какого-либо подразделения работодателя.

Учитывая изложенное, организация (представительство, филиал, обособленное подразделение), производящая выплаты работнику, осуществляющему свои трудовые обязанности дистанционно в рамках трудового договора, признается налоговым агентом в отношении указанных доходов, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц по месту постановки на учет в качестве плательщика.

При этом привлечение дистанционных работников само по себе не создает обособленных подразделений организаций (письма Минфина России от 29.05.2019 N 03-15-06/38981, от 19.01.2018 N 03-02-07/1/3617, от 01.12.2014 N 03-04-06/61300).

Также Инспекцией отмечено, что с 1 января 2020 года налоговые агенты — российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного налоговым агентом (пункт 7 статьи 226 Кодекса, пункт 16 статьи 2, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 230 Кодекса, налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

В этой связи ФНС России поддерживает проект мотивированного мнения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН