Автор: Куревина Л., эксперт журнала

Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 7/2020

Учреждения культуры должны были еще до 1 января 2020 года провести подготовительную работу по внедрению профстандартов. Однако в данной сфере их утверждено очень мало. Вероятно, они еще будут приняты.

Но в учреждениях культуры, как и в любых других, есть должности, не имеющие отношения к культуре и искусству (например, бухгалтер, кадровик). В отношении таких должностей стандарты утверждены уже давно. В любом случае все государственные учреждения культуры должны были провести ряд мероприятий по их внедрению. Для тех, кто еще не успел этого сделать, – наша статья.

Профстандарт: структура и порядок применения.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

При этом в Рекомендациях по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда РФ, приведены следующие понятия:

  • квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ);

  • вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (Приказ Минтруда РФ от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»);

  • обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе (Приказ Минтруда РФ № 170н);

  • трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (Приказ Минтруда РФ № 170н).

Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, в котором обобщенные трудовые функции представляют собой модель (типовое описание) профессии, должности, в которой раскрывается основной набор трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

В профстандартах помимо обобщенных и конкретных трудовых функций отражаются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, способы повышения квалификации, особые условия допуска к работе.

Каждая обобщенная трудовая функция соответствует профессиональной деятельности, которая может быть осуществлена одним работником. То есть обобщенная трудовая функция по сути является должностными обязанностями. А при разработке должностной инструкции работника можно не только использовать не все трудовые функции в обобщенной трудовой функции, но и добавлять свои. Допускается использование нескольких обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.

Профессиональный стандарт – это не должностная инструкция. В нем описывается профессиональная деятельность, но не стандартизируются должностные обязанности. Права и обязанности работника могут быть установлены непосредственно в трудовом договоре либо в должностной инструкции на основе положений профессионального стандарта.

Профстандарты обязательны только в двух случаях:

1) если по должности (профессии, специальности) законодательством предусмотрены компенсации, льготы или ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

2) если требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ).

Имейте в виду, что в обоих случаях обязательными являются только требования к квалификации работника (в первом – еще и наименование должности). Остальные положения профстандартов всегда рекомендательные.

Если даже профстандарты не обязательны, работодатель может самостоятельно принять такое решение. В этом случае они станут обязательными.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в целях:

  • определения трудовых функций работников;

  • разработки штатных расписаний, должностных инструкций работников;

  • аттестации работников;

  • независимой оценки квалификации работников;

  • организации подготовки профессионального образования или обучения работников и их дополнительного профессионального образования.

Утвержденные профстандарты.

Для учреждений культуры и искусства пока утверждено восемь профстандартов:

1) «Продюсер в области кинематографии» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2014 № 610н);

2) «Специалист по техническим процессам художественной деятельности» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2014 № 611н);

3) «Хранитель музейных ценностей» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 537н);

4) «Специалист по учету музейных предметов» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 521н);

5) «Экскурсовод (гид)» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 539н);

6) «Специалист по подготовке к производству анимационного кино» (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 843н);

7) «Специалист по визуализации в анимационном кино» (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 842н);

8) «Художник-аниматор» (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 844н).

Все эти стандарты не являются обязательными, поэтому могут применяться работодателем по своему усмотрению.

Мероприятия по внедрению профстандартов.

Все государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584[1] до 1 января 2020 года должны были провести ряд мероприятий по внедрению профстандартов.

Согласно данному постановлению и Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации, чтобы внедрить профстандарты, работодателям нужно было осуществить следующие действия.

  1. Создать рабочую группу по внедрению профессиональных стандартов. Состав рабочей группы утверждается приказом работодателя (можно утвердить положение о рабочей группе).

  2. Провести анализ:

    • реестра профессиональных стандартов (см. сайт Минтруда – http://profstandart.rosmintrud.ru/) с целью определения перечня профессиональных стандартов, необходимых для применения в организации, и составить соответствующий список. При составлении списка профстандартов нужно помнить, что в него включаются стандарты, утвержденные для различных категорий сотрудников (то есть не только работники культуры и искусства, но и работники бухгалтерии, отдела кадров и т. д.). В список не включаются профстандарты, которые существуют еще в виде проектов или дата начала действия которых не наступила;

    • положений нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенных трудовых функций, и категории работников, имеющих льготы, компенсации или ограничения;

    • соответствия должностей штатного расписания, по которым установлены льготы, компенсации или ограничения, наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах.

  1. Установить соответствие уровня образования работников и их опыта практической работы требованиям профстандартов с учетом выполняемых трудовых обязанностей.

  2. Провести анализ локальных актов организации с целью формирования перечня документов для актуализации (разработки) в связи с внедрением профстандартов. Изменения вносятся в порядке, установленном трудовым законодательством. Введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляются на основании приказа работодателя.

  3. Составить план-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов с учетом мнения представительного органа работников. В него необходимо включить:

    • список профстандартов, подлежащих применению;

    • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по их образованию и обучению в установленном порядке;

    • список сотрудников, направляемых на прохождение аттестации;

    • этапы применения профессиональных стандартов;

    • перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

  1. Актуализировать штатное расписание при необходимости оптимизации системы оплаты труда сотрудников в связи с установленными уровнями квалификации.

  2. Подготовить годовой отчет по итогам внедрения профессиональных стандартов.

  3. В случае утверждения новых профстандартов или изменения действующих внести изменения в план-график мероприятий по внедрению профстандартов.

Обратите внимание: провести данные мероприятия должны все учреждения культуры. А вот применять профстандарты или нет, зависит от того, установлены ли:

  • должности, квалификационные требования, которые прямо предусмотрены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Например, требования к образованию контрактного управляющего установлены ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • должности, по которым законодательством предусмотрены компенсации, льготы или ограничения. К примеру, для должности «электромонтер» такие компенсации предусмотрены, поскольку согласно Приказу Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» эта работа осуществляется в опасных условиях труда.

Кроме того, учреждения культуры будут обязаны применять профессиональные стандарты, если руководитель примет соответствующее решение в отношении отдельных должностей и включит их в план-график.

Что необходимо учитывать работодателю при внедрении профстандартов?

При внедрении профстандартов работодатели согласно Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации учитывают следующие требования.

  1. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

  2. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений считаются ответственностью и полномочиями работодателей.

  3. При отсутствии профессиональных стандартов рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.

  4. Трудовой кодекс предоставляет работодателям право самостоятельно разрабатывать штатное расписание, определять наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

  5. Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда и требований нормативных правовых актов, регулирующих вид профессиональной деятельности.

  6. Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

  7. Запрещается расторжение трудовых договоров с работниками (увольнение работников) при выявлении несоответствия их квалификации профессиональному стандарту.

  8. При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профстандарта.

  9. Работодатель сам определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и обучение) и их дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд (ст. 196 ТК РФ).

  10. Перечень в позиции «Возможные наименования должностей, профессий» описания обобщенной трудовой функции профстандарта не является исчерпывающим или закрытым. Введение в действие профстандарта не обязывает работодателя переименовывать должности в штатном расписании.

  11. При отсутствии в обобщенной трудовой функции профстандарта наименований должностей заместителей руководителей их должностные обязанности и требования к квалификации могут устанавливаться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.

  12. В профстандарте могут указываться разные образовательные траектории, и работник может соответствовать требованиям одной из них. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, приведенных в профессиональном стандарте.

  13. Применение профстандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда. При этом в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583[2] и Отраслевого соглашения между Минкультуры РФ и Российским профсоюзом работников культуры на 2018 – 2020 годы[3] положения профстандартов следует учитывать при установлении и изменении системы оплаты труда работников.

* * *

В заключение отметим, что соблюдение работодателем требований профстандартов может стать предметом проверки ГИТ. В рамках проверки согласно Приказу Роструда от 13.06.2019 № 160[4] могут быть запрошены документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части квалификации работников, профессионального стандарта, подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Это могут быть трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, ученические договоры, должностные инструкции, документы по аттестации, обучению работников, штатное расписание, планы-графики по внедрению профстандартов, отчет о проведении мероприятий по внедрению профстандартов и др.

Поскольку специальной ответственности за такие нарушения не предусмотрено, привлечь работодателя смогут по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


[1] «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

[2] «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

[3] Утверждено Минкультуры РФ, Российским профсоюзом работников культуры 08.12.2017.

[4] «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».