Автор: Новикова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В комментируемом Постановлении ВС РФ от 06.06.2018 № 46-АД18-8 дело возвращено на новое рассмотрение, так как суды, придя к выводу об отсутствии состава правонарушения ввиду того, что государственный служащий занимал должность, не входящую в перечень должностей государственной службы, не учли, что до перевода на указанную должность государственный служащий замещал должность, включенную в перечень, что работодателем при замещении каждой из этих должностей был государственный орган. Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Кроме этого, ч. 2 ст. 12 указанного закона установлено, что если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), то сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях:

  • стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

  • договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

К сведению: cообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Такие условия закреплены в ст. 64.1 ТК РФ. В этой статье сказано, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Обратите внимание: одним из примеров такого перечня может служить перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Отметим, что в силу п. 3 названного указа соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления.

Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. 61 – 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 № 46). О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 46).

Для справки: методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, направленные Письмом Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943.

Ответственность работодателя

Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ. Этой статьей предусмотрено наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 000 до 4 000 руб.;

  • на должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 руб.;

  • на юридических лиц – в размере от 100 000 до 500 000 руб.

Когда не наступает ответственность у работодателя?

В пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ № 46 и п. 68 Методических рекомендаций говорится: если у работодателя (заказчика работ или услуг) нет сведений (например, бывший служащий не сообщил их при трудоустройстве, не предъявил трудовую книжку или в ней не отражена соответствующая информация) о том, что в течение предшествующих трудоустройству двух лет гражданин замещал должность государственной (муниципальной) службы, включенной в соответствующий перечень, то состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствует.

Что делать, если ведомство реорганизовано или упразднено?

Пунктом 8 Постановления Пленума ВС РФ № 46 установлено: если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило государственную (муниципальную) службу, реорганизован или упразднен, соответствующее сообщение подлежит направлению в государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа.

Обратите внимание: в случае, когда функции реорганизованного (упраздненного) государственного (муниципального) органа распределены между несколькими государственными (муниципальными) органами, допустимо направление соответствующих сведений в любой государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа.

Позиция арбитров в комментируемом постановлении

В рассматриваемом постановлении ВС РФ обратил внимание на то, что до своего перевода на должность, которая не входит в перечень, работник проходил службу в том же органе, но по иной должности, которая была включена в соответствующий перечень, и с момента перевода бывшего служащего с указанной должности до момента трудоустройства в организацию не прошло двух лет. В связи с этим фактом Верховный суд отметил, что выводы судов нижестоящих инстанций признаны ошибочными, а привлечение работодателя к административной ответственности – правомерным.

В заключение обращаем ваше внимание на следующее:

  • как указал суд в комментируемом постановлении, двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, начинает исчисляться в том числе с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ;

  • обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Такие выводы сделаны в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 46.