ИА ГАРАНТ

Можно ли рассматривать в качестве дистанционной работу, при которой часть своих трудовых функций работник выполняет с помощью сети "Интернет", а для выполнения остальной части работнику необходимо лично присутствовать в том или ином месте по распоряжению работодателя (например осуществлять встречи с клиентами)?

В соответствии с частью первой ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

По нашему мнению, данная формулировка позволяет заключить, что информационно-телекоммуникационные сети общего доступа должны использоваться для выполнения трудовой функции работника в целом, а не какой-либо отдельной ее части.

Как следует из части первой ст. 15, части второй ст. 57 ТК РФ, под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Таким образом, полагаем, что вся работа, поручаемая работнику в рамках трудового договора о дистанционной работе, должна выполняться с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Если же исполнение тех или иных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, предполагает необходимость выполнения работником каких-либо действий, которые не могут быть осуществлены с помощью таких сетей (например при необходимости совершения работником поездок для личных встреч с клиентами), данную работу нельзя признать дистанционной.

Иное толкование части первой ст. 312.1 ТК РФ привело бы нас к выводу, что любая работа независимо от ее характера могла бы быть признана дистанционной, если при соблюдении прочих условий, поименованных в указанной норме, в трудовые обязанности работника была бы включена хотя бы одна обязанность, связанная с использованием сети "Интернет". Однако такой подход, по нашему мнению, противоречит здравому смыслу.

Дистанционная работа, на наш взгляд, предполагает возможность работника самостоятельно определять свое место нахождения и его независимость в этой части от воли работодателя.

В подтверждение того, что именно такой смысл закладывался законодателем в термин "дистанционная работа", можно привести и позицию одного из авторов Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ, которым в ТК РФ была включена соответствующая глава, заместителя руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.С. Леонова, который, комментируя возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с бухгалтером, указал, что "труд дистанционного работника связан с использованием телекоммуникационных средств. Поэтому если бухгалтер выполняет всю свою работу на компьютере и по Интернету направляет ее работодателю, то работа может считаться дистанционной. Если же он обязан лично посещать, например, налоговую инспекцию, фонды, то такой труд уже не подпадает под определение дистанционного" (смотрите текст интервью, размещенный в сети "Интернет" по адресу: http://www.bur.regiontrud.ru/home/rabotodatel/rabotodatelyam/newrab.aspx) .

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

19 сентября 2014 г.