Автор: Подкопаев М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Ежегодно на основании ст. 135 ТК РФ Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений разрабатываются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Они учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

Названные рекомендации из года в год содержат в основном одинаковые положения. Однако в определенной части в них вносятся изменения. В данном материале рассмотрим отличия Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11 (далее – Рекомендации-2023) от аналогичного документа на 2022 год, утвержденного Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11 (далее – Рекомендации-2022).

Общие изменения

В пункте 4 Рекомендаций-2023 перечислены принципы формирования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Среди этих принципов – обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений (пп. «е» данного пункта). Здесь дополнено по сравнению с Рекомендациями-2022, что такое повышение должно обеспечиваться, в частности, посредством индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а также в связи с увеличением установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

То есть индексация заработной платы должна как минимум учитывать названные обстоятельства.

Одновременно с этим сохранено правило, согласно которому не допускается снижение уровня заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, достигнутого в прошлом (в данном случае – в 2022) году.

В пункте 16 Рекомендаций-2023 говорится, что размеры и условия выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом соответствующих нормативных правовых актов РФ соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами.

Рекомендациями-2022 было предусмотрено, что эти документы должны согласовываться с представительным органом работников (при наличии такого представительного органа). В Рекомендациях-2023 определено, что надо учитывать мнение первичной профсоюзной организации или добиться согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации (тоже при наличии такого органа).

В подпункте «г» п. 30 Рекомендаций-2023 сказано, что органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует, в частности, при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников.

Здесь же такие рекомендации перечисляются, и их список дополнен Приказом Минпросвещения России от 29.09.2021 № 677 (с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 11.05.2022 № 323).

Изменения для организаций образования

Подпункт «г» п. 36.5.1 Рекомендаций-2023 (пункты 36.1–36.8 Рекомендаций-2023 соответствуют п. 36 Рекомендаций-2022) предусматривает, что при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены п. 2.3–2.8 приложения 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», нужно обеспечивать включение в них условий, связанных с размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Здесь же приведены виды таких выплат. В их список теперь включены выплаты за дополнительную работу, связанную с руководством методическими объединениями.

К сведению: учебно-методическое объединение в сфере образования – совещательный орган, создаваемый на общественных началах в целях выработки предложений по вопросам совершенствования научно-методического обеспечения образования, подготовки специалистов, рабочих, служащих (см. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ № 51-20 «О Согласованном словаре терминов в области образования», принятое в г. Санкт-Петербурге 27.11.2020).

В пункте 36.5.3 Рекомендаций-2023 указано, в каких случаях следует определять с учетом фактического объема учебной нагрузки размеры выплат стимулирующего характера педагогическим работникам. Дополнено, что это касается выплат за результаты работы.

Новое положение установлено п. 36.5.7 Рекомендаций-2023. Он предусматривает: при замещении должностей педагогических работников организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы и основные и дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования, лицами, имеющими первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную (установленную) на территории бывших республик СССР, при установлении оплаты их труда имеющиеся квалификационные категории учитываются в течение срока, на который они были присвоены (установлены), но не более чем на 5 лет, а также дают право прохождения аттестации, в том числе на высшую квалификационную категорию, по истечении срока их действия.

На основании п. 36.6 Рекомендаций-2023 в трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам, должен включаться объем учебной нагрузки, установленный в определенном порядке.

В аналогичной норме Рекомендаций-2022 под данным порядком подразумевалась неточная ссылка на п. 6.1 Приказа Минобрнауки России № 1601. На самом деле имеется в виду п. 6.1 приложения 2 к данному приказу, что теперь и учтено в п. 36.6 Рекомендаций-2023.

В пункте 36.6.3 Рекомендаций-2023 указано: учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), дополнительных профессиональных программ), утвержденных соответствующими приказами Минобрнауки, поименованными в п. 6.3 приложения 2 к Приказу Минобрнауки России № 1601.

Здесь же отмечено, что при расчете норм времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в соответствии с п. 6.2 Отраслевого соглашения, утвержденного Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки России 09.04.2021 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени.

Но по сравнению с Рекомендациями-2022 утратило силу указание на то, что за единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ.

В пункте 36.6.4 Рекомендаций-2023 установлено, что при применении п. 6.3 приложения 2 к Приказу Минобрнауки России № 1601, в силу которого формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности определяется в соответствии с п. 25–28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245.

Здесь теперь нет требования, согласно которому нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.

Есть несколько новых норм, касающихся преподавания в физкультурно-спортивных организациях. В частности, согласно п. 36.9 Рекомендаций-2023 при переводе в соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности «тренер» на должности педагогических работников с наименованиями «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель» применяются соответствующие положения, регулируемые нормативными правовыми актами, предусмотренными разд. IXРекомендаций-2023.

В целях недопущения при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, снижения применявшихся ранее по этим должностям выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера, надо использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренные по должности «тренер» разд. XII Рекомендаций-2023 (п. 36.9.1 этого документа).

При переводе тренеров на должности тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей следует не допускать снижения общего размера их заработной платы, выплачиваемой по ранее занимаемой должности, с учетом сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (п. 36.9.2 Рекомендаций-2023).

Кроме того, оплату труда работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, теперь надо устанавливать на уровне, предусмотренном нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ по должности «учитель» (п. 36.10 Рекомендаций-2023).

Изменения для медиков

В пункт 37 Рекомендаций-2023 введен новый пп. «ж». В соответствии с ним органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо при установлении в пределах фонда оплаты труда стимулирующих выплат медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения предусматривать выплаты за наставничество в отношении молодых специалистов, завершивших обучение по программам высшего образования по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», а также за участие в практической подготовке обучающихся по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования.

Но в этом же пункте утратило силу другое требование (в Рекомендациях-2022 тоже было обозначено как пп. «ж»): органам госвласти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо было учитывать порядок установления стимулирующих выплат работникам за услуги женщинам в период беременности (услуги по оказанию медицинской, правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуги по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также услуги по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни.

Однако это же указано в новом пп. «т» п. 37 Рекомендаций-2023. Но дополнено, что эти стимулирующие выплаты производятся за счет средств, направляемых на оплату названных услуг, согласно Приказу Минздрава России от 02.04.2020 № 266н. Размер стимулирующих выплат надо устанавливать в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными этим приказом.

Но нет в Рекомендациях-2023 другой нормы, которая в Рекомендациях-2022 была включена в п. 37.1. Она устанавливала требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – участников пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников.

Изменения в сфере культуры

Согласно п. 38 Рекомендаций-2023 федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении федеральные государственные учреждения культуры, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры при установлении и изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников следует учитывать некоторые обстоятельства, указанные в этом пункте.

Эти обстоятельства дополнены следующим (пп. «в», «д» и «е»):

1. Увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при индексации заработной платы работников, преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов).

2. Творческим работникам в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 04.11.2022 № 434-ФЗ, оплачивать время, в течение которого они по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, но не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с доплатами и надбавками компенсационного характера, доплатами и надбавками стимулирующего характера, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, рассчитанного пропорционально данному времени. Время, в течение которого творческие работники по своей инициативе не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивать в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

3. В целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и работников учреждений культуры при установлении условий оплаты труда руководителю учреждения культуры исходить из необходимости обеспечения непревышения предусмотренного ч. 2 ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы, в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности учреждения культуры и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.

Об организациях физкультуры и спорта

Согласно п. 39 Рекомендаций-2023 системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, в том числе осуществляющих спортивную подготовку, устанавливаются (изменяются) с учетом обеспечения в 2023 году уровня минимальной заработной платы в среднем не ниже уровня, достигнутого в 2022 году.

В 2022 году это нужно было делать на основе статистических данных, составляемых Минспортом по форме № ЗП-физическая культура и спорт «Сведения о численности и оплате труда работников организаций в области физической культуры и спорта по категориям персонала», утвержденной Приказом Росстата от 02.04.2019 № 189.

Но в 2023 году надо руководствоваться такой формой, утвержденной Приказом Росстата 10.11.2022 № 824.

Также дополнено, что можно устанавливать единовременную стимулирующую выплату тренерам, осуществляющим или осуществлявшим спортивную подготовку спортсмена, в связи с заключением спортсменом договора (профессионального контракта) с профессиональным спортивным клубом и участием в профессиональных спортивных соревнованиях.

Изменения для государственных учреждений ветеринарии

На основании п. 40 Рекомендаций-2023 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, руководителям государственных учреждений ветеринарии при формировании систем оплаты труда работников также необходимо учитывать определенные обстоятельства.

В Рекомендациях-2022 было закреплено, что при установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников (в том числе надбавки за качественные показатели эффективности деятельности, премии по итогам календарного периода, премии за выполнение важных и особо важных заданий) надо предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в нормативных правовых актах субъектов РФ, локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.

В соответствии с пп. «в» п. 40 Рекомендаций-2023 выплаты стимулирующего характера следует производить за достижение конкретных результатов деятельности работников (по итогам календарного периода, а также за выполнение важных и особо важных заданий) на основе объективных критериев с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в нормативных правовых актах субъектов РФ, локальных нормативных актах государственных учреждений ветеринарии, коллективных и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.

Дополнительно отмечено, что прочие выплаты, имеющие постоянный характер и не влияющие на качество и результат выполняемых работ (кроме выплат компенсационного характера), рекомендуется включать в оклад (должностной оклад).