Автор: М. С. Пархомов
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" № 11/2015
Основной недостаток УСНО – ограничительный характер применения. Об этом «упрощенец» должен помнить всегда и быть готовым своевременно и правильно среагировать на утрату своего особого статуса.
Думается, рассказывать о достоинствах «упрощенки» по сравнению с традиционной системой налогообложения налогоплательщикам, уже использующим этот спецрежим, не имеет особого смысла. А вот об основном ее недостатке – ограничительном характере применения – «упрощенец» должен помнить всегда и быть готовым своевременно и правильно среагировать на утрату своего особого статуса. О том, какие налоговые последствия ожидают хозяйствующего субъекта, лишившегося права на применение УСНО, поговорим в данной статье.
За что лишают привилегий?
Понятно, что если налогоплательщик уже использует преимущества «упрощенки», то изначально им были соблюдены все условия, гарантирующие возникновение этого права. А значит, следует сосредоточиться на п. 4 ст. 346.13 НК РФ, содержащем основания его прекращения.
Итак, хозяйствующий субъект обязан перейти на общий режим налогообложения, если в каком-либо квартале произойдет:
- превышение суммы доходов, равной 68 820 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,147, где 1,147 – коэффициент-дефлятор, установленный на 2015 год[1]);
- превышение средней численности работников (100 человек);
- превышение остаточной стоимости основных средств, которые используются для получения дохода (100 млн руб.);
- попадание в запрещающий список из ст. 346.12 НК РФ.
Чуть подробнее о каждом пункте приведенного перечня.
При определении суммы доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), а поскольку для «упрощенцев» предусмотрен только кассовый метод учета доходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ), в расчет предельного размера выручки следует включать и авансы, поступающие от контрагентов. А вот дивиденды, получаемые организацией, применяющей УСНО, от других организаций, при определении лимита доходов не учитываются (пп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). К такому же выводу пришли финансисты (Письмо от 25.08.2014 № 03-11-06/2/42282). Отметим, что на «упрощенцев» – индивидуальных предпринимателей вывод о невключении сумм дивидендов в расчет лимита с 01.01.2015 не распространяется, что следует из пп. 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.
Что еще касается данного пункта: налогоплательщики, совмещающие УСНО с ЕНВД, не включают в расчет указанного лимита доходы, полученные от «вмененной» деятельности (это следует из системного толкования положений п. 4 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 и п. 8 ст. 346.18 НК РФ[2]), а вот предприниматели, совмещающие «упрощенку» с ПСНО, выручку, полученную по «патентным» операциям, в названном расчете учитывать обязаны, на что прямо указано в абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
Относительно второго пункта перечня: прежде всего помните, что ограничение по численности работников подразумевает ограничение количества не только штатных (среднесписочная численность) сотрудников организации или ИП, но и внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, причем независимо от режима налогообложения вида деятельности, в котором занят работник (что особенно важно для хозяйствующих субъектов, совмещающих несколько спецрежимов). Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 346.12 НК РФ применительно к налогоплательщикам, совмещающим «упрощенку» с ЕНВД, а лимит численности работников, привлекаемых предпринимателем, для возможности совмещения УСНО с ПСНО и того жестче – 15 человек (п. 5 ст. 346.43 НК РФ). Правда, превысив этот лимит, ИП теряет право только на применение патента, но, разумеется, в подобном случае уже не идет речи о каком-либо совмещении режимов…
Что касается остаточной стоимости имущества – многие эксперты считают, что данное ограничение распространяется исключительно на организации, применяющие УСНО (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), а ИП никаким боком не затрагивает.
По мнению автора, занимать подобную позицию стоит лишь тем предпринимателям, которые готовы ее защищать в судебном порядке, поскольку налоговые риски все же присутствуют.
С одной стороны, в вышеприведенной норме действительно говорится о том, что не имеют права применять «упрощенку» организации, имеющие на балансе амортизируемое имущество, остаточная стоимость которого превышает 100 млн руб. Об ИП не упоминается. Но, во-первых, по мнению Минфина, ее действие на предпринимателей все же распространяется (см. письма от 19.09.2014 № 03-11-06/2/47029, от 14.08.2013 № 03-11-11/32974, от 18.01.2013 № 03-11-11/9 и др.). А во-вторых, имеется судебное решение (Постановление ФАС СЗО от 03.04.2014 № А26-5213/2013): поскольку в формулировке п. 4 ст. 346.13 НК РФ использовано понятие «налогоплательщик», включающее в себя как организации, так и предпринимателей, иное понимание положений пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ведет к созданию дискриминирующих условий для такой категории налогоплательщиков, как индивидуальные предприниматели, и препятствий для реализации ими своих конституционных прав, что противоречит требованиям ст. 3 НК РФ, устанавливающей основные начала законодательства о налогах и сборах[3].
Ну и перейдем, наконец, к запрещающему списку. Чтобы попасть в него, уже действующему «упрощенцу» нужно постараться. Ведь если исключить уже упомянутые превышения лимитов численности или остаточной стоимости имущества (часть того же списка), нарушение иных ограничений, по сути, означает добровольный отказ налогоплательщика от применения им УСНО до истечения календарного года в обход п. 3 ст. 346.13 НК РФ.
Судите сами. «Упрощенец» теряет право на применение спецрежима, если займется игорным бизнесом или производством подакцизных товаров (пп. 8 и 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), если зарегистрирует филиалы или представительства[4] либо увеличит совокупность долей участия других организаций в своем уставном капитале до размера, превышающего 25% его величины (пп. 1 и 14 п. 3 ст. 346.12), и, наконец, если «упрощенец»-«доходник» заключит договор простого товарищества или договор доверительного управления (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Согласитесь, при желании все эти ограничения можно обойти – создав иного хозяйствующего субъекта либо перенеся названные действия на следующий календарный год…
Естественно, не все названные ограничения относятся к ИП. Например, у них отсутствует возможность регистрации филиалов (представительств), а также увеличения долей участия других организаций в уставном капитале, поскольку ИП не имеют уставного капитала.
Но если произойдет хотя бы одно из вышеперечисленных событий, «упрощенец» потеряет право на применение спецрежима с начала того квартала, в котором это событие произошло. Он обязан будет вернуться к общей системе налогообложения и платить общеустановленные налоги.
На ОСНО
Прежде всего необходимо помнить, что утрата права на применение УСНО не освобождает налогоплательщика от обязанностей, возникших в период ее использования. Помимо того, что о начале применения ОСНО бывшему «упрощенцу» необходимо сообщить в свою налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней после окончания квартала, в котором утрачено право на УСНО (п. 5 ст. 346.13 НК РФ), воспользовавшись для этого формой 26.2-2[5], он обязан уплатить исчисленную за время применения спецрежима сумму единого налога (разумеется, за вычетом авансовых платежей) и представить в налоговый орган декларацию по УСНО – это нужно сделать в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом перехода на ОСНО (п. 7 ст. 346.21, п. 3 ст. 346.23 НК РФ).
Невыполнение указанных обязанностей является налоговым правонарушением и влечет за собой ответственность[6] на основании:
- ст. 126 НК РФ (200 руб.) – за непредставление (несвоевременное представление) уведомления об утрате права на применение УСНО;
- ст. 119 НК РФ (5% неуплаченной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для представления декларации) – за непредставление (несвоевременное представление) декларации. Если налог уплачен, но декларация не представлена – 1 000 руб.
Обратите внимание
Непосредственно за неуплату (неперечисление в бюджет) суммы налога, указанной в декларации, налогоплательщика не накажут, поскольку подобное его бездействие не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. Тогда с налогоплательщика подлежат взысканию пени (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57[7], Письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).
Ну и, разумеется, после утраты права на применение «упрощенки» нужно восстановить (или организовать) налоговый учет в рамках ОСНО.
Вообще-то есть теоретическая возможность перейти с УСНО на ЕНВД (если, конечно, налогоплательщик осуществляет только те виды деятельности, которые подпадают под действие такого спецрежима) – подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика данного налога. Но сделать это необходимо в течение пяти дней с момента начала применения указанной системы налогообложения (п. 3 ст. 346.28 НК РФ), то есть в нашем случае – с момента утраты права на УСНО, который, как мы помним, наступает с 1-го числа квартала, в котором зафиксированы нарушения соответствующих ограничений. Так что практически подобный переход малореален…
Напомним, какие налоги придется платить бывшим «упрощенцам» после возврата к общему режиму:
Организациям |
Индивидуальным предпринимателям |
---|---|
– налог на прибыль; – НДС; – налог на имущество организаций |
– НДФЛ; – НДС; – налог на имущество физических лиц |
Об особенностях расчета налога на прибыль
«Упрощенцам», утратившим право на применение спецрежима, необходимо выбрать метод учета доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль: кассовый или начисления. Отметим, что данный выбор осуществляют не только организации, но и предприниматели, поскольку свои доходы и расходы в целях обложения НДФЛ они учитывают с использованием тех же методов (см. Решение ВАС РФ от 08.10.2010 № ВАС-9939/10).
Если для работы на общем режиме налогоплательщик выберет кассовый метод, то особых сложностей у него не возникнет, ведь на УСНО он применял его же. Но этот метод доступен только тем, у кого средний размер выручки (без НДС) за последние четыре квартала не превысил 1 млн руб. (п. 1 ст. 273 НК РФ), что вряд ли подойдет хозяйствующему субъекту, «слетевшему» с «упрощенки» из-за превышения лимита выручки.
Альтернатива кассовому методу – метод начисления. В дальнейшем речь пойдет только о нем.
Если налогоплательщик намерен использовать этот метод, при уходе с «упрощенки» у него могут возникнуть проблемы. Например, по сделкам, в счет которых:
- получена неотработанная предоплата;
- выдан аванс поставщикам и подрядчикам под будущие поставки товаров (работ, услуг);
- товары отгружены (работы выполнены, услуги оказаны) покупателям, но еще не оплачены ими;
- товары (работы, услуги) от поставщиков получены, но не оплачены налогоплательщиком.
Понятно, что корень названных проблем – в моменте признания в целях налогового учета доходов и расходов при использовании разных методов. В общем-то механизм перехода с одного метода на другой описан в п. 2 ст. 346.25 НК РФ, но достаточно скупо, что и рождает некоторые вопросы.
О признании доходов
В первом месяце квартала, в котором было утрачено право на применение «упрощенки», налогоплательщик должен признать в составе своих доходов суммы выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в период применения им УСНО, оплата (частичная оплата) которых не произведена покупателем до даты перехода на ОСНО (пп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Это понятно: то, что не признавалось доходом по кассовому методу, является таковым по методу начисления. То есть часть дебиторской задолженности, связанная с фактически поставленными, но не оплаченными товарами (работами, услугами), следует включать в состав налогооблагаемых доходов независимо от даты погашения долга. Эти суммы квалифицируются как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Возникает вопрос: а как быть с еще одной составляющей «дебиторки» – авансами, уплаченными поставщикам? Ну, доходом они не могут быть признаны по определению и по этой причине в состав «переходных» доходов не включаются. Расходами же при использовании метода начисления суммы предоплаты не признаются на основании п. 14 ст. 270 НК РФ[8], так что и при определении «переходных» расходов не учитываются.
Что касается авансов, полученных в период применения УСНО в оплату услуг, оказываемых уже после перехода на ОСНО, такие суммы уже были учтены в составе налогооблагаемых доходов на «упрощенке» и с них был уплачен налог. Поэтому вполне логично, что после перехода на ОСНО налогоплательщик не должен включать в состав доходов стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в счет полученного ранее аванса[9].
О признании расходов
В силу пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ в месяце перехода с УСНО на ОСНО налогоплательщик признает расходы на приобретение в период применения «упрощенки» товаров, работ, услуг, которые не были оплачены (в том числе частично) до даты перехода, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ. Данные расходы квалифицируются как внереализационные (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Минфин неоднократно разъяснял, что в приведенной норме имеются в виду только расходы, которые «упрощенец» мог учесть при налогообложении, то есть названные в ст. 346.16, с учетом положений п. 2 ст. 346.17 НК РФ о моменте их признания[10]. По этой причине, к примеру, нет никакой возможности учесть при исчислении налогооблагаемой прибыли суммы безнадежных долгов, возникших в период применения УСНО (Письмо Минфина России от 23.06.2014 № 03-03-06/1/29799).
Возникает резонный вопрос: а вправе ли применить переходные положения пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ налогоплательщик, у которого объектом налогообложения были доходы? Ранее финансисты высказывались категорично: расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при переходе налогоплательщика с УСНО на общий режим налогообложения не учитываются[11]. Однако подобный подход далеко не всегда находил понимание у арбитров, встававших на сторону бывших «упрощенцев»-«доходников». Ведь законодатель, формулируя положения п. 2 ст. 346.25 НК РФ, обошелся без упоминания объекта налогообложения. Самым ярким примером подобного решения судей явилось Постановление АС ПО от 24.10.2014 по делу № А72-339/2014, оставленное в силе Определением ВС РФ от 06.03.2015 № 306-КГ15-289. И вот названный судебный акт ФНС включила в обзор судебных решений ВС РФ, направляемых для использования в работе нижестоящими налоговыми органами (Письмо от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@). Впрочем, Минфин тоже признал, что применение пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не ставится в зависимость от объекта налогообложения при УСНО (Письмо от 22.12.2014 № 03-11-06/2/66188).
Таким образом, при переходе на ОСНО налогоплательщик вправе включить в состав расходов кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками, образовавшуюся при применении УСНО, независимо от объекта налогообложения, выбранного во время использовании этого спецрежима, правда, при условии, что соответствующие расходы в принципе предусмотрены в гл. 26.2 НК РФ.
Еще один момент: в пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ говорится о расходах на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав, но в реальности налогоплательщик вправе учесть расходы и в виде начисленной заработной платы, страховых взносов, налогов и т. д. – финансисты не возражают (см., например, письма от 01.06.2007 № 03-11-04/2/154, от 06.10.2006 № 03-11-02/711).
Следует обратить внимание и на то, что «переходные» расходы признаются, если иное не предусмотрено нормами гл. 25 НК РФ. Значит, затраты должны быть, во-первых, подтверждены документами, во-вторых, фактически осуществлены. Если по правилам гл. 25 НК РФ момент признания расходов еще не наступил, то в первом месяце после перехода на ОСНО такой расход не признается, момент его учета откладывается до даты, определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ. Для наглядности приведем таблицу.
Затраты (в стоимостном выражении) |
Момент признания в составе расходов на ОСНО |
|
---|---|---|
Сырье, материалы, инвентарь и оборудование стоимостью 40 000 руб. и меньше (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) |
– не оплаченные и не списанные в производство (не переданные в эксплуатацию) до перехода на ОСНО |
На дату списания в производство (отпуска в эксплуатацию) (п. 2 ст. 272 НК РФ) |
– не оплаченные, но списанные в производство (переданные в эксплуатацию) до перехода на ОСНО |
На 1-е число первого месяца квартала, с которого утрачено право на применение УСНО |
|
Работы и услуги, не оплаченные, но принятые к учету до перехода на ОСНО |
||
Товары |
– не оплаченные, но проданные до перехода на ОСНО |
|
– не проданные до перехода на ОСНО, независимо от оплаты |
На дату продажи (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ)* |
|
Зарплата, начисленная, но не выплаченная до перехода на ОСНО |
На 1-е число первого месяца квартала, с которого утрачено право на применение УСНО |
|
Страховые взносы, начисленные, но не уплаченные до перехода на ОСНО |
* См. также Письмо ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.
Об определении остаточной стоимости ОС и НМА
Налогоплательщик, применяющий ОСНО, учитывает в целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение или создание объектов основных средств и нематериальных активов в размере начисленных амортизационных отчислений (п. 3 ст. 272 НК РФ), для расчета которых немаловажен такой показатель, как остаточная стоимость имущества. Налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», все подобные расходы списывает после ввода ОС в эксплуатацию (принятию НМА к бухгалтерскому учету) в конце каждого отчетного периода в течение налогового периода равными долями в размере уплаченных сумм (п. 3, 4 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)[12]. Поэтому при «слете» с «упрощенки» вполне реальна ситуация, когда стоимость ОС или НМА не будет учтена при расчете единого налога в полном размере. А «упрощенец»-«доходник» вообще не отражает названные расходы в своем налоговом учете, но правила исчисления амортизации имущества в целях бухгалтерского учета едины для всех категорий налогоплательщиков…
К чему это? Да к тому, что «упрощенцам» (вне зависимости от выбранного ими объекта налогообложения), имеющим ОС и НМА, расходы на приобретение или создание которых были осуществлены в период применения УСНО, но не были в полном объеме перенесены на расходы, п. 3 ст. 346.25 НК РФ предписывает при переходе на ОСНО (вне зависимости от причин такого перехода) определять остаточную стоимость этих ОС и НМА путем уменьшения их остаточной стоимости, определенной на дату перехода на «упрощенку», на сумму расходов, определяемую за период применения этого спецрежима.
Контролирующие органы трактуют данную норму однозначно: речь в ней ведется только о тех объектах ОС и НМА, которые были введены налогоплательщиком в эксплуатацию до начала применения им УСНО; объекты, приобретенные (созданные) и введенные в эксплуатацию во время применения «доходной» «упрощенки» остаточной стоимости не имеют, а значит, амортизировать это имущество для целей исчисления налога на прибыль бывшие «упрощенцы»-«доходники» не вправе[13]. «Расходники» же определяют остаточную стоимость такого имущества по формуле[14]:
Остаточная стоимость объекта на дату перехода с УСНО на ОСНО |
= |
Первоначальная стоимость |
- |
Стоимость, учтенная в расходах на УСНО |
Однако АС ЦО в Постановлении от 10.11.2014 по делу № А23-223/2014 отметил, что НК РФ не содержит норм, препятствующих определению остаточной стоимости ОС при переходе на ОСНО с «доходной» УСНО. При этом суд сослался на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Арбитры решили, что организация правомерно определила остаточную стоимость ОС, приобретенных в период применения ею УСНО с объектом налогообложения «доходы», исходя из остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета – первоначальной стоимости ОС, уменьшенной на сумму амортизации, начисленной за период применения спецрежима.
О вычете НДС при «слете» с УСНО
Хозяйствующий субъект, утративший право на применение УСНО, автоматически становится плательщиком НДС по всем основаниям, установленным гл. 21 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ такой налогоплательщик получает право принять к вычету суммы НДС, указанные в счетах-фактурах поставщиков при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении «упрощенки». Обратите внимание: о выбранном объекте налогообложения в данной норме не сказано ни слова. По сути, речь в ней идет о части той самой кредиторской задолженности, которая учитывается в прибыльных расходах. Итак, если толковать упомянутую норму буквально, то любой «упрощенец» при переходе на ОСНО может заявить в первом квартале работы на этом режиме к вычету предъявленные ему суммы НДС:
- по сырью, материалам и инструментам, приобретенным, но не отпущенным в производство (эксплуатацию) и не оплаченным в период применения УСНО;
- по товарам, приобретенным и проданным, но не оплаченным поставщикам в период применения УСНО;
- по товарам, приобретенным, но не проданным в период применения УСНО;
- по строительным работам, принятым в период применения УСНО, и товарам, приобретенным в этот период для строительства ОС, если построенный объект введен в эксплуатацию после перехода на ОСНО.
По товарам (работам, услугам), оплаченным в период применения УСНО, но полученным после перехода на общий режим, налогоплательщик может заявить НДС к вычету после принятия их к бухгалтерскому учету.
Но, увы, воспользоваться правом на вычет, предоставленным п. 6 ст. 346.25 НК РФ, без риска получить претензию со стороны контролеров могут только субъекты, применявшие ранее «упрощенку» с объектом «доходы минус расходы». Дело в том, что КС РФ принял решение, согласно которому «упрощенцы»-«доходники» такого права лишены, поскольку они и без того пользовались налоговой выгодой в виде более низкой налоговой ставки по УСНО (Определение от 22.01.2014 № 62-О). Высший суд страны указал, что, переходя в добровольном порядке на УСНО, налогоплательщики сами выбирают объект налогообложения, то есть самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и пр.).
ФНС данную правовую позицию рекомендовала для использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@). И хотя автор статьи с этой позицией не согласен, оспаривать ее в судебном порядке нет смысла: слишком многие арбитры при разрешении налоговых споров по схожим обстоятельствам используют именно ее[15].
О налоге на имущество
Согласно п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ хозяйствующие субъекты, применяющие УСНО, не являются плательщиками налога на имущество (за исключением налога на недвижимость, рассчитываемого исходя из ее кадастровой стоимости). При утрате права на применение спецрежима данная привилегия, естественно, также утрачивается. В этом случае налоги исчисляются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных ИП (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
С индивидуальным предпринимателем все предельно ясно: если какое-либо принадлежащее ему недвижимое имущество используется в предпринимательской деятельности (о чем должна быть уведомлена налоговая инспекция по месту регистрации этого имущества) и он пользовался правом на его освобождение от обложения налогом на имущество физлиц, после подачи сообщения об утрате права на применение УСНО предприниматель «может спать спокойно». Ведь никакой отчетности по налогу на имущество он представлять не обязан, а сумму этого налога ему должна посчитать инспекция (п. 1 ст. 408, п. 2 ст. 409 НК РФ).
С налогом на имущество организаций дело обстоит чуть сложнее, поскольку плательщики обязаны самостоятельно рассчитывать соответствующие суммы и представлять в инспекцию ежеквартальные отчеты (расчеты по авансовым платежам и декларацию по итогам года).
Главой 30 НК РФ не предусмотрено никаких особенностей для расчета данного налога для вновь зарегистрированных организаций.
Налоговая база по нему (если это не кадастровая стоимость) определяется исходя из остаточной стоимости недвижимости и движимого имущества, сформированной в бухучете организации (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Обратите внимание
С 01.01.2015 основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, объектами обложения налогом на имущество организаций не признаются (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Вместе с тем п. 25 ст. 381 НК РФ предусмотрена льгота по налогу в отношении движимого имущества, с 01.01.2013 принятого на учет в качестве ОС, за исключением движимого имущества, учтенного в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц либо передачи (включая приобретение) имущества между взаимозависимыми лицами[16].
Таким образом, если к моменту утраты «упрощенки» стоимость объекта ОС, облагаемого налогом, полностью списана в налоговом учете, но не полностью списана в бухучете, ее нужно включить в базу для расчета налога на имущество (п. 3 ст. 375 НК РФ). По разъяснениям компетентных органов[17], для расчета налога остаточная стоимость ОС в те месяцы, когда организация применяла «упрощенку», принимается равной нулю, а первым налоговым периодом по налогу на имущество для организаций, утративших право на УСНО, будет период времени с 1-го числа месяца квартала, в котором утрачено данное право, до конца налогового периода (календарного года).
О страховых взносах
Если бывший «упрощенец» применял пониженный тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование, установленный для отдельных категорий страхователей пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ[18], то с начала квартала, когда он утратил право на применение УСНО, он обязан уплачивать страховые взносы по основным тарифам (Письмо Минздравсоцразвития России от 24.11.2011 № 5004-19). И если о потере «упрощенки» станет известно только в последнем месяце квартала, взносы за предыдущие месяцы нужно будет доначислить и доплатить.
При этом пени платить не придется. Восстановленная сумма страховых взносов не является доплатой в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, за предыдущие периоды пониженный тариф был применен правомерно. Поэтому оснований для начисления пени нет (письма Минтруда России от 04.05.2014 № 17-4/ООГ-243, от 05.07.2013 № 17-3/1084).
* * *
По большому счету «переходные» правила одни для всех «упрощенцев» – и для прекращающих применение спецрежима добровольно, и для подпавших под ограничения. Только в последнем случае все приходится делать в спешном порядке и задним числом. Чтобы обязанность переходить на ОСНО не стала полной неожиданностью для налогоплательщика, достаточно всего лишь тщательно контролировать величину показателей «группы риска»: размер выручки, численность работников и стоимость имущества.
А в завершение хочется обратить внимание на следующее: согласно абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, утратившие право на УСНО, не платят пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения. Но если переход на иной режим налогообложения осуществлен не был или был осуществлен несвоевременно, за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении квартала, в котором бывшие «упрощенцы» обязаны были перейти на иной режим налогообложения, ими уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (Письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378).
[1] Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685.
[2] С данным выводом согласны и чиновники Минфина (см., например, письма от 08.08.2013 № 03-11-11/32071, от 28.05.2013 № 03-11-06/2/19323, от 27.03.2013 № 03-11-06/2/9647).
[3] В этой части решение кассации оставлено в силе Определением ВС РФ от 24.11.2014 № 307-ЭС14-162. Подчеркнем: в данном случае на том, что действие ограничения по остаточной стоимости имущества не распространяется на ИП, настаивала налоговая инспекция, а предприниматель этому всячески противился.
[4] Не следует путать создание филиалов или представительств организации (действие, подлежащее регистрации в ЕГРЮЛ и отражению в учетной политике) с созданием иных обособленных подразделений, производимым на основании внутренних распорядительных документов налогоплательщика. В последнем случае право на применение «упрощенки» (при соблюдении иных ограничений) сохраняется (см. письма Минфина России от 12.05.2014 № 03-11-06/2/22075, от 03.10.2006 № 03-11-04/2/196 и др.).
[5] Приложение 2 к Приказу ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».
[6] См. также Письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378, доведенное до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14234.
[7] «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
[8] См. также Письмо Минфина России от 16.03.2015 № 03-03-06/13706.
[9] Подобные разъяснения были даны в письмах Минфина России от 28.01.2009 № 03-11-06/2/8 и УФНС по г. Москве от 29.06.2010 № 16-15/067774@.
[10] См., например, Письмо Минфина России от 31.07.2014 № 03-11-06/2/37697.
[11] См., например, письма Минфина России от 04.04.2013 № 03-11-06/2/10983, от 19.01.2012 № 03-03-06/1/20.
[12] См. также письма Минфина России от 04.09.2013 № 03-11-11/36391 (п. 2), от 20.08.2009 № 03-11-06/2/156, ФНС России от 27.02.2010 № 3-2-11/6@.
[13] См., например, письма Минфина России от 19.01.2012 № 03-03-06/1/20 (п. 3), от 17.03.2010 № 03-11-06/2/36 (п. 1), ФНС России от 02.10.2012 № ЕД-4-3/16539@.
[14] Письмо Минфина России от 15.03.2011 № 03-11-06/2/34.
[15] См. постановления АС ПО от 11.06.2015 № Ф06-24102/2015 по делу № А55-24068/2014, АС ЦО от 11.06.2015 № Ф10-1648/2015 по делу № А54-3621/2014 и др.
[16] Разъяснения на этот счет представлены, например, в письмах ФНС России от 01.06.2015 № БС-4-11/9319@, от 13.03.2015 № ЗН-4-11/4037.
[17] См., например, письма Минфина России от 24.02.2012 № 07-02-06/28, от 16.09.2004 № 03-06-01-04/32, ФНС России от 17.02.2005 № ГИ-6-21/136@.
[18] «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».