Бронтвейн К. М., ведущий эксперт журнала

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 9, сентябрь 2013 г.

Законодательством не определена методика расчета суммы земельного налога, если в течение года изменилась кадастровая стоимость участка. По мнению чиновников, в таких случаях можно проводить расчет с применением коэффициента.

Какую стоимость необходимо брать в расчет

База для исчисления налога определяется как кадастровая стоимость земли по состоянию на начало того года, за который производится расчет. Она устанавливается после проведения ее государственной оценки либо в результате ее определения судом или специальной комиссией. Об этом сказано в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Если в отношении земельных участков принято решение суда об отмене их кадастровой стоимости, то она считается неустановленной. В этом случае применяется нормативная цена. Это следует из пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ. При этом позиция чиновников заключается в следующем. В случае наличия постановления о признании кадастровой стоимости недействительной она не может применяться для расчета налога в период с момента утверждения результатов государственной оценки земель по дату вступления в законную силу решения суда (письмо Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/18).

Отметим, что в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускается также применение рыночной оценки. В этом случае появляется возможность на ее основе установить кадастровую стоимость.

Приводит это к тому, что установление судом рыночной цены считается основанием для учета земли по новой стоимости (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).

Какова позиция чиновников

Ранее финансисты придерживались мнения, что изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода учитывается при расчете земельного налога только в следующем за ним году (письма Минфина России от 12 августа 2011 г. № 03-05-05-02/42, от 19 ноября 2010 г. № 03-05-06-02/116, от 5 мая 2009 г. № 03-05-05-02/25). Однако теперь их позиция изменилась.

В письме Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217 (направлено для использования в работе нижестоящим инспекциям письмом ФНС России от 25 июня 2013 г. № БС-4-11/11462@) финансисты отметили следующее. Возможны две ситуации корректировки цены земли участка, определенной в результате судебного постановления или решения комиссии по рассмотрению споров:

– если по итогам разбирательства цена устанавливается на 1 января отчетного года, то применяется одна и та же кадастровая стоимость в течение всего налогового периода;

– если новая стоимость определяется на какую-либо другую дату, то цена земли должна быть скорректирована.

Сделать это нужно с помощью коэф­фициента (письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507). А вычисляется он по правилам, которые установлены для тех случаев, когда в течение года у хозяйства возникает (прекращается) право на участок. Таково требование пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Напомним: в этом случае применяется поправочный коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, к их числу в налоговом (отчетном) периоде.

Однако на этом чиновники не остановились.

Вскоре Минфин России выпустил письмо от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809. ФНС России довела его до сведения организаций письмом от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149@.

Чиновники обращают внимание на то, что изменение кадастровой стоимости земельных участков в течение года может происходить в результате перевода их из одной категории в другую или смены вида их разрешенного использования.

При этом финансисты ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11. В соответствии с ним установление судом рыночной стоимости земли представляет собой достаточное основание для исправлений в государственном кадастре недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в его решении. Территориальные органы Росреестра обязаны это сделать, после чего внесенные изменения учитываются организацией при расчете земельного налога.

Таким образом, право на перерасчет его суммы возникает только с той даты, когда произошло увеличение или уменьшение кадастровой стоимости участка (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214).

Возможность при наличии веских причин у организации в течение года учесть уменьшение или увеличение кадастровой стоимости земли подтверждалась и ранее постановлением Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. № 7701/12. В нем рассмотрен случай, когда к изменению кадастровой стоимости величины привела хозяйственная деятельность компании, в результате которой в течение года произошла смена вида разрешенного использования земельного участка.

Из решения суда следует, что с того момента, когда оформлены документы об изменении категории участка, применение другой кадастровой стоимости возможно при условии, что она соответствует показателю, установленному на начало года местными органами власти.

Применяем формулу

Итак, при изменении стоимости участка в течение года земельный налог или авансовый платеж по нему рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых он находился в собственности, к их полному числу в налоговом или отчетном периоде.

Причем, если регистрация права произошла до 15-го числа месяца включительно, то при расчете он увеличивает период владения землей. Применительно к ситуации смены в течение года вида разрешенного использования это означает следующее. В отчетном периоде, когда произошли изменения, а также при вычислении налога за год в расчете участвуют разные кадастровые стоимости и различные коэффициенты, применяемые по двум видам разрешенного использования:

– по первоначальному;

– по измененному.

В оставшиеся после изменений отчетные периоды до окончания календарного года авансовые платежи по налогу рассчитываются исходя из новой стоимости и ставки.

Напомним, отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 393 Налогового кодекса РФ), а налоговым – календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

Запишем формулу для расчета земельного налога с учетом поправочного коэффициента:

Н = Кс х Cт х Кф,

где Н – величина налога; Кс – кадастровая стоимость; Ст – ставка налога; Кф – коэффициент.

В ее числитель подставляется количество полных месяцев, оставшихся до конца квартала (при расчете авансового платежа) или года (при вычислении налога) после изменения стоимости земли, а в знаменатель – число 3 (для отчетного периода) или 12 (для налогового периода).

Рассмотрим, как воспользоваться формулой для определения величины земельного налога при изменении кадастровой стоимости.

В качестве примера возьмем Москву, ставки налога в которой составляют от 0,3 и до 1,5 процента (подп. 1, 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74). В течение года уплачиваются авансовые платежи (п. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 3 Закона № 74). С учетом требования пункта 6 статьи 396 Налогового кодекса РФ для их расчета по истечении первого, второго и третьего кварталов нужно взять четвертую часть кадастровой стоимости. Цена участка в составе земель сельхозназначения определяется путем умножения его площади на средний удельный показатель кадастровой стоимости для муниципального района (городского округа) применительно к виду разрешенного использования. Основание – пункт 2.3.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222.


Пример.

В результате решения суда в начале июня у земель хозяйства, расположенного на территории Москвы, изменился вид разрешенного использования, а именно часть из них была переведена из категории сельскохозяйственных в прочие. Ранее земля оценивалась в 20 000 000 руб., а теперь – в 30 000 000 руб.

Поскольку период до изменения равен 5 месяцам (с января по май), а после этого – 7 месяцам, то значения коэффициентов, применяемых для расчета налога за год, составят 0,42 (5 : 12) и 0,58 (7 : 12), а для вычисления за квартал – 0,67 (2 : 3) и 0,33 (1 : 3). Следовательно, за первые 5 месяцев сумма налога составит 25 200 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 0,42), а за последующий период – 261 000 руб. (30 000 000 руб. х 1,5% х 0,58). Для определения общей годовой суммы обязательств перед бюджетом просуммируем полученные величины.

В результате получаем 286 200 руб. (25 200 + 261 000). В то же время для квартальных авансовых платежей получаются следующие показатели, посчитанные по каждому из трех отчетных периодов:

– за I квартал – 15 000 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 0,25);

– за II квартал – 47 175 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 0,67 х 0,25) + (30 000 000 руб. х 1,5% х 0,33 х 0,25);

– за III квартал – 112 500 руб. (30 000 000 руб. х 1,5% х 0,25).

В итоге величина авансов за год составит 174 675 руб. (15 000 + 47 175 + 112 500). Далее в соответствии с пунктом 5 статьи 396 Налогового кодекса РФ определяется разница между величиной налога и общей суммой авансов. Она составит 111 525 руб. (286 200 – 174 675). Полученную сумму нужно заплатить по истечении года (п. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ) в установленный срок (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 Налогового кодекса РФ).

В конечном итоге получено расхождение между этим показателем и величиной обязательств по налогу за последний квартал, которая равна авансу за третий отчетный период.

Разница составляет 975 руб. (112 500 – – 111 525) и связана с отбрасыванием десятичных знаков у коэффициента Кф. Поэтому на практике для обеспечения точности в расчетах рекомендуется проводить вычисления, не округляя промежуточные значения.