Автор: Лимонникова А. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каким образом организацией исчисляется земельный налог в отношении участка, не предназначенного для жилищного строительства и частично занятого объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (объектами ЖКХ)?

Общие правила

Согласно п. 1, 2 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по нему) самостоятельно.

На основании п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом обложения земельным налогом в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

Земельные участки, не признаваемые объектами налогообложения, названы в п. 2 ст. 389 НК РФ, среди них – земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД (пп. 6).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус»).

В силу абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ ставки по земельному налогу не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков:

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

  • приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

По земельным участкам, не поименованным в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, ставки по земельному налогу не могут превышать 1,5% (пп. 2 указанного пункта).

К сведению: в отношении земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», занятого жилищным фондом и объектами ЖКХ, ставка по земельному налогу не может превышать 0,3% (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам ЖКХ) независимо от принадлежности указанного земельного участка, в том числе если земельный участок находится в собственности коммерческой организации либо входит в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (Письмо ФНС России от 15.03.2022 № БС-4-21/3123@).

Терминология

Законодательство о налогах и сборах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Понятие жилищного фонда раскрыто в ч. 1 ст. 19 ЖК РФ.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется среди прочего на частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, а в зависимости от целей использования выделяется индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

Конституционный суд в определениях от 28.03.2017 № 488-О и от 19.12.2019 № 3534-О отмечал, что при отнесении объектов к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса следует применять положения Градостроительного кодекса, в котором в п. 24 ст. 1 ГК РФ приведено определение термина «система коммунальной инфраструктуры».

Судьи добавляют: для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, а также что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. См. определения ВС РФ от 27.02.2017 № 301-КГ16-20969 по делу № А79-8895/2015, от 02.12.2016 № 306-КГ16-15969 по делу № А55-23535/2015, ВАС РФ от 02.09.2010 № ВАС-10062/10 по делу № А57-6986/2009.

Изложенным подходом руководствуются и налоговые органы (см. п. 4 Рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога, приведенных в приложении к Письму ФНС России от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@).

Применение различных налоговых ставок в отношении одного земельного участка

При наличии на земельном участке, не предназначенном для жилищного строительства, жилищного фонда и объектов ЖКХ, а также иных объектов при исчислении земельного налога в отношении такого участка в соответствии с положениями ст. 394 НК РФ применяются различные налоговые ставки. В этом случае, по мнению ФНС, налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам ЖКХ, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка.

Другими словами, к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, к остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5% его кадастровой стоимости.

Данный вывод основан на положениях ст. 391 НК РФ, согласно которым:

  • налоговая база определяется отдельно в отношении долей на земельный участок, по которым установлены различные налоговые ставки (п. 2);

  • для налогообложения земельного участка, расположенного на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенной в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле участка (абз. 3 п. 1).

Изложенный подход соответствует правовой позиции, содержащейся:

  • в постановлениях Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 № 7943/12 по делу № А33-5297/2011, Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 № 03АП-5428/2013 по делу № А33-5297/2011;

  • в Письме Минфина России от 16.11.2006 № 03-06-02-02/138, доведенном до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 30.11.2006 № ММ-6-21/1159@.

И еще один важный момент, на котором ФНС заострила внимание в Письме от 08.06.2022 № СД-4-21/7076@. В целях определения базы по земельному налогу Налоговый кодекс не устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые можно использовать для подтверждения площади части земельного участка, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам ЖКХ. По мнению ФНС, к таким документам могут относиться:

  • документированные сведения из ЕГРН;

  • вступившие в законную силу судебные постановления;

  • оформленные в соответствии с законодательством РФ кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т. п.

К сведению: при наличии документированных сведений, удостоверяющих в соответствии с законодательством РФ размещение на налогооблагаемом земельном участке жилых помещений (например, сведений ЕГРН, документов, подтверждающих государственный учет и (или) техническую инвентаризацию ранее учтенных объектов недвижимости), налоговая ставка не может превышать 0,3% независимо от того, в чьей собственности – юридического или физического лица – находятся земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. См. Письмо Минфина России от 31.01.2022 № 03-05-05-03/6234, направленное для изучения Письмом ФНС России от 28.02.2022 № БС-4-21/2354@.