Автор: Татьяна Тарасова
Аудиторская компания «Правовест Аудит»
Летом 2016 года разъяснения чиновников Минфина РФ представили в новом свете норму ст. 73 Договора о евразийском экономическом союзе «Налогообложение физических лиц». По мнению представителей Минфина РФ, если налогоплательщик из стран ЕАЭС на конец налогового периода является нерезидентом, то к его доходам за налоговый период применяется ставка НДФЛ 30% и НДФЛ нужно пересчитать.
Порядок исчисления НДФЛ с налогоплательщиков (граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства) зависит от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ (ст. 207 НК РФ).
Напоминаем: по российским правилам налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п.2 ст.207 НК РФ).
Согласно ст.224 НК РФ доходы резидентов РФ облагаются по ставке 13%. В отношении доходов, получаемых налогоплательщиками, которые не являются резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Исключения предусмотрены для некоторых категорий иностранцев. Так, не зависимо от статуса работника, ставка 13% применяется к доходам от трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев работающих по патенту, беженцев и лиц, имеющих временное убежище и т.п.
Для граждан стран - членов ЕАЭС (киргизов, белорусов, казахов и армян), нанимающихся к российскому работодателю на территории РФ установлен иной порядок. Статьей 73 Евразийского договора закреплено особое правило, в соответствии с которым в странах - участниках ЕАЭС доходы работников, прибывших из других стран - участниц ЕАЭС, получаемые ими в связи с работой по найму, с первого дня должны облагаться НДФЛ по налоговым ставкам, установленным для налоговых резидентов страны-участницы ЕАЭС, в которую они приехали трудиться.
Получается, что с заработной платы граждан ЕАЭС НДФЛ всегда удерживается по ставке 13 %, при этом не имеет значения, сколько дней такой налогоплательщик находится на территории России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703 (направлено для сведения нижестоящих налоговых органов и использования в работе письмом ФНС России от 10.02.2015 № БС-4-11/1561@)).
В данной ситуации применяются нормы Евразийского договора, а не Налогового кодекса РФ. В соответствии с Конституцией РФ установлен безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). То есть, если международная норма (к примеру, в нашем случае ст. 73 Евразийского договора) противоречит внутреннему закону РФ -статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила.
Обратите внимание! Чиновники признают, что данная норма носит дискриминационный характер по отношению к налогоплательщикам - гражданам Российской Федерации, которые не имеют статуса налогового резидента и к их доходам от трудовой деятельности применятся ставка 30% (письмо Минфина РФ от 03.06.2015 г. № 03-04-07/32205).
До недавнего времени налоговые агенты не контролировали статус граждан членов ЕАЭС и ко всем доходам таких налогоплательщиков, независимо в каком месяце налогового периода он выплачен, применяли ставку 13%.
Летом 2016 года представители Минфина высказали свою точку зрения, как исчислять и удерживать НДФЛ у таких налогоплательщиков (письмо Минфина РФ от 10.06.2016 года № 03-04-06/34256 и от 14.07.2016 года № 03-04-06/41639).
Минфин считает, что
«с учетом положений статьи 73 Договора и статьи 224 НК РФ доходы от работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, полученные гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13%.
При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.
И если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента, их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 %».
В связи с данными разъяснениями, возникает вопрос: какую ставку НДФЛ 13% или 30% применять к налогоплательщикам – членам ЕАЭС, в случае приема их на работу во второй половине налогового периода? Ведь в данном налоговом периоде эти налогоплательщики уже не приобретут статуса резидента, так как с момента заключения трудовых отношений и до 31 декабря меньше 183 календарных дней.
Чиновники Минфина РФ подробно не комментировали, как поступить в такой ситуации налоговому агенту.
Первое, что приходит в голову, в случае приема на работу граждан ЕАЭС во втором полугодии - с момента приема на работу и до окончания налогового периода применять ставку 30%. Такая позиция противоречит ст.73 Договора о евразийском экономическом союзе, которая предписывает применять к доходам работника из ЕАЭС ставку НДФЛ для налоговых резидентов РФ.
Второй путь - исчислять и удерживать НДФЛ по ставке 13%, а по окончании налогового периода (в декабре) произвести перерасчет и исчислить НДФЛ по ставке 30%. Необходимо будет удержать исчисленный НДФЛ по ставке 30% из дохода декабря. При удержании нужно учитывать п.4 ст.226 НК РФ, в котором указано, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50% от денежной выплаты в пользу работника. В случае, если при перерасчете излишне удержанный НДФЛ составит больше 50% от суммы в пользу работника, то у налогового агента не будет возможности удержать в полной сумме НДФЛ в данном налоговом периоде. Об этом работодатель должен сообщить налоговому органу не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.226 НК РФ).
В заключение хочется отметить, что четкой схемы удержания НДФЛ с налогоплательщиков граждан ЕАЭС прибывших на территорию РФ во второй половине налогового периода Минфин РФ пока не озвучил. Как только разъяснения появятся, аудиторы компании «Правовест Аудит» прокомментируют их на страницах сайта в новых статьях.
Август 2016 года
Компания «Правовест Аудит»
Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!
Очень странно, что аудиторы оперируют только ведомственными письмами, но не знают о существовании Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-П, которое уже в 2015 году дало ответ на рассмотренный вопрос.
Совершенно верно! Летом 2015 года Конституционный суд РФ вынес постановление по спору, возникшему в 2010 году в отношении гражданина Белоруссии. В данном постановлении (от 25.06.2015 N 16-П) он указал на приоритет международных соглашений. Что и мы указываем в настоящей статье. Информационным поводом для статьи стали летние разъяснения Минфина от 2016 года. Мы решили еще раз поднять этот вопрос, так как налоговые агенты используют при исчислении и удержании НДФЛ разъяснения ведомственных органов.