Автор: Звягинцева М. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В 2018 году физическим лицом по ипотечному договору была приобретена квартира стоимостью 1 320 000 руб. По итогам года в ФНС была представлена декларация по НДФЛ с заявленным имущественным вычетом по НДФЛ в связи с приобретением жилья. В 2019 году были получены материнский капитал в размере 420 000 руб., а также жилищный сертификат стоимостью 900 000 руб., которыми была погашена задолженность по ипотеке.

Нужно ли представлять в налоговый орган корректировочную декларацию по НДФЛ за 2018 год и возвращать полученный ранее из бюджета вычет по НДФЛ?

Ответ:

Имущественные налоговые вычеты могут быть предоставлены только в части тех расходов на приобретение квартиры, которые были произведены за счет собственных средств налогоплательщика. В случае покрытия всей стоимости приобретаемого жилья материнским капиталом и жилищным сертификатом физическое лицо теряет право на получение имущественного вычета. По нашему мнению, в рассматриваемом случае необходимо подать в налоговый орган уточненную декларацию по НДФЛ и вернуть налоговый вычет в бюджет.

Если уточненная декларация не будет представлена, налоговый орган может потребовать вернуть сумму НДФЛ как неосновательное обогащение (в течение трех лет с момента, когда он узнал об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета). Но, как показывает практика, указанные действия налоговый орган совершает не всегда – по причине отсутствия у него соответствующей информации.

Обоснование

Подпунктами 3 и 4 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы по НДФЛ на основании п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение в том числе следующих имущественных налоговых вычетов:

  • имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ, в частности, квартиры. При этом согласно пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 000 000 руб.;

  • имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ, в частности, квартиры. В силу п. 4 ст. 220 НК РФ данный имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 руб.

Согласно п. 5 ст. 220 НК РФ указанные имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение на территории РФ жилья или доли в нем, покрываемого за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Таким образом, в рассматриваемом случае налогоплательщик не имеет права на имущественный вычет по НДФЛ (письма Минфина РФ от 22.03.2018 № 03-04-05/18175, от 25.08.2017 № 03-04-05/54866). Сумма полученного налогоплательщикам имущественного налогового вычета в части расходов, произведенных за счет средств материнского (семейного) капитала и жилищного сертификата, рассматривается в качестве неосновательного обогащения.

Налоговый кодекс не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок возврата денежных средств, неправомерно выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации необходимо представить в налоговый орган уточненную декларацию по НДФЛ за 2018 год и вернуть ранее полученный вычет в бюджет.

Также денежные средства, возвращенные налогоплательщику вследствие предоставления имущественного вычета, могут быть взысканы налоговым органом в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства (п. 4.1 Постановления КС РФ от 24.03.2017 № 9-П,п. 17 приложения к Письму ФНС РФ от 29.06.2017 № СА-4-7/12540@). В целях соблюдения конституционных прав и свобод налогоплательщика при восстановлении суммы неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета начисление пеней не предусмотрено (Письмо ФНС РФ от 18.09.2018 № КЧ-4-8/18129).

В случае если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, соответствующее требование о взыскании неосновательного обогащения может быть заявлено налоговым органом в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов – с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).

Если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (например, представлением налогоплательщиком подложных документов), налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета (Письмо ФНС РФ от 04.04.2017 № СА-4-7/6265@).

В рассматриваемом случае имущественный вычет в 2018 году был предоставлен правомерно (не было злого умысла налогоплательщика и ошибки налоговиков). Однако впоследствии право на вычет было утрачено. По нашему мнению, если уточненная декларация не будет представлена, налоговый орган может потребовать вернуть сумму НДФЛ как неосновательное обогащение (в течение трех лет с момента, когда он узнал об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета). Но как показывает практика, зачастую налоговый орган по причине отсутствия у него соответствующей информации указанные действия не предпринимает.