Н. Виноградова

Журнал "Семинар для бухгалтера" № 6/2012

Последние годы лето во многих частях нашей страны какое-то непривычно жаркое. Это требует от работодателя особой подготовки офиса к лету. Сотрудники оценят заботу. А вот как отнесутся к этому инспекторы? Расскажем о трудностях учета подобных затрат.

Совет № 1. Учет кондиционеров

Начнем с кондиционера, без которого в летнее пекло работать в помещении вообще не представляется возможным. Инспекторы не возражают против учета стоимости кондиционера в налоговых расходах при условии, что помещение нуждается в кондиционировании согласно требованиям СанПиН.

Можно посмотреть на эту тему письмо УМНС России по г. Москве от 16 мая 2003 г. № 26-12/26601.

Если же вы под такие нормы не подпадаете, но без кондиционера не можете обойтись, есть вероятность выиграть дело в суде. Судьи в этом вопросе на стороне налогоплательщиков.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24 февраля 2010 г. по делу № А55-9340/2009 отмечено, что кондиционеры априори предназначены для обеспечения нормальных условий труда.

Совет № 2. Питьевая вода для сотрудников

Только при условии, что имеющаяся в офисе водопроводная вода не соответствует требованиям СанПиН, инспекторы согласны признавать в расходах по налогу на прибыль затраты на приобретение питьевой воды для сотрудников. Подтверждение – в письме Минфина России от 31 января 2011 г. № 03-03-06/1/43.

Многие суды гораздо более лояльны. Так, скажем, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2010 г. по делу № А32-16552/2009 судьи встали на сторону налогоплательщика и пришли к выводу, что для признания затрат на приобретение питьевой воды наличие документа о непригодности для питья водопроводной воды и вовсе не обязательно.

Правда, тут возникнет проблема с удержанием НДФЛ. С одной стороны, инспекторы ранее считали, что в силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан удовлетворять бытовые нужды работников во время исполнения ими трудовых обязанностей, поэтому работники не имеют экономической выгоды и удерживать НДФЛ не нужно. Об этом говорится в письме УФНС России по г. Москве от 28 августа 2006 г. № 21-11/75538@.

С другой стороны, Минфин России в письме от 13 мая 2011 г. № 03-04-06/6-107 решил, что выпитая вода – это доход работников в натуральной форме, и потребовал, чтобы работодатели разработали систему учета такого дохода каждого работника и удерживали с него НДФЛ.

При этом, если при потреблении сотрудниками питьевой воды, приобретенной организацией, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым работником, облагаемого дохода не возникает.

Совет № 3. Озеленение прилегающей территории

Финансисты не желают признавать в налоговом учете затраты на озеленение территории около офиса. Об этом они высказались в письме Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63.

Однако в письме от 9 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/736 Минфин признал, что затраты на озеленение территории аквапарка могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов, так как напрямую связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. У арбитражных судов нет единой точки зрения.

Как показывает судебная практика, чтобы доказать свое право на учет затрат на благоустройство территории, налогоплательщику необходимо подтвердить, что финансирование благоустройства производилось за счет собственных средств компании и затраты на благоустройство экономически целесообразны.

Что касается возможности возмещения «входного» НДС по этим работам и используемым материалам, то налоговики часто отказывают в вычете.

Они утверждают, что эти операции не связаны с операциями, облагаемыми НДС. Об этом сказано, в частности, в письмах Минфина России от 9 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/736 и от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278.

Правда, арбитражные суды в целом на стороне налогоплательщиков. Так, например, ФАС Московского округа в постановлении от 11 декабря 2008 г. № КА-А40/11445-08 по делу № А40-11079/08-128-46 счел, что работы, выполненные компанией по внешнему благоустройству и озеленению, связаны с использованием и обслуживанием здания и этого вполне достаточно для получения вычета по НДС.

А что произойдет, если организация благоустроит не принадлежащее ей имущество?

Например, отремонтирует участок дороги общего пользования возле офиса, который находится в непотребном после зимы виде?

В письме Минфина России от 12 января 2010 г. № 03-03-06/1/3 чиновники отправили налогоплательщика решать вопрос с местной налоговой инспекцией.

Нетрудно догадаться, что налоговики вряд ли захотят признавать такие затраты. И опять же можно попытаться доказать обоснованность таких расходов в суде.

Еще советы

Что делать, если офис арендован

Александр Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ»:

— Зачастую компании арендуют офисные помещения. Как правило, имущество, которое является отделимым улучшением, арендатор может оставить у себя после истечения срока аренды. Неотделимые улучшения связаны с объектом аренды настолько прочно, что удалить их без ущерба для имущества арендодателя невозможно. К сожалению, вопрос о неотделимости улучшений решить сложно. С одной стороны, кондиционер можно демонтировать и перенести в другое помещение. С другой стороны, после его демонтажа окну либо стене придется придавать первоначальный вид. Перед тем как сделать неотделимые капитальные вложения, необходимо известить об этом арендодателя. Возможно, будет получено его согласие на возмещение расходов. Если же провести работы без его ведома, то не исключен вариант, что такое неотделимое улучшение придется передать безвозмездно по окончании срока аренды и начислить НДС со стоимости передаваемого имущества.

Расходы на ремонт дороги общего назначения действительно можно учесть при налогообложении, если обосновать экономическую выгоду такого ремонта и при условии наличия всех подтверждающих документов, как требует статья 252 НК РФ. Например, данная часть дороги является подъездным путем к производственным цехам организации либо такой ремонт привлечет большее количество потенциальных клиентов. Полезно ознакомиться с постановлениями ФАС Московского округа от 31 января 2011 г. № КА-А40/17869-10 по делу № А40-75140/10-140-385 и ФАС Центрального округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А64-5012/2010.

Валентина Заикина, главный бухгалтер ООО РА «Манускрипт»:

— С мая по сентябрь каждого года мы заказываем воду для сотрудников и гостей офиса. Обосновываем это тем, что в помещениях низкая влажность, повышенный температурный фон: наш офис под крышей здания, результат этого наглядно виден на приборах в офисе. Свежая питьевая вода – это необходимость в условиях работы коллектива и приходящих на переговоры партнеров, а не роскошь. Прописали в распоряжении директора, что эта комната может быть использована еще и для локальных переговоров. Скажу сразу, что такие затраты позволяем себе, только если имеем прибыль за текущий налоговый период.

Что касается НДФЛ, то его никогда ни у кого из сотрудников мы не удерживаем за воду, поскольку невозможно учесть личное потребление, а значит, индивидуально подсчитать доход каждого сотрудника от потребления воды.