А.Н. Снетков, юрист
Журнал "Документы и комментарии" № 6/2008

НДС, уплаченный на таможне при ввозе безвозмездно полученных товаров, которые будут использоваться в рекламных целях, вы можете принять к вычету. Тогда с операций по раздаче таких заграничных сувениров вам придется заплатить НДС. Можно так поступить, если сумма таможенных пошлин, сборов и НДС в пересчете на единицу товара превышает 100 руб. или если не превышает, но вы отказались от льготы. Стоимость раздаренных товаров можно не включать в базу по НДС и таможенный НДС к вычету не заявлять. Но это если вы решили пользоваться льготой. Или если вы не расцениваете раздачу подарков как безвозмездную реализацию. Письмо Министерства финансов РФ от 11.01.08 № 03-07-08/03

ВЫ САМИ МОЖЕТЕ ВЫБРАТЬ НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Иностранный партнер передал безвозмездно вашей фирме товары (например, образцы своей продукции или сувениры с ее символикой). А вы бесплатно распространяете эти товары на территории РФ в рекламных целях.

При ввозе таких товаров вам придется заплатить НДС на таможне.

А вот дальнейшие налоговые последствия будут различаться в зависимости от стоимости рекламных образцов и деталей рекламных акций. Кроме того, будет различаться и риск претензий со стороны инспекции.

В одном случае вы сможете принять к вычету таможенный НДС в периоде, когда вы его перечислили в бюджет и когда приняли на учет ввезенные товары. В комментируемом письме Минфин России подтвердил право компании на такой вычет (Тот факт, что вы получили товар безвозмездно, не меняет ситуации. Ведь НДС вы заплатили - правда, не поставщику, а таможенным органам. А значит, и право на вычет есть. Если бы вы безвозмездно получили товар от российской фирмы, то у вас не было бы входного НДС, а значит, и права на вычет). А после того, как вы передадите эти товары получателям, вам снова придется начислить и заплатить НДС.

В другом случае можно не начислять НДС с безвозмездной реализации, но и принять к вычету таможенный НДС нельзя.

В КАКОМ РАЗМЕРЕ ПЛАТИТЬ НДС НА ТАМОЖНЕ

Чтобы рассчитать таможенный НДС, надо к таможенной стоимости ввозимого товара прибавить начисленные с нее таможенные пошлины и сборы и умножить получившуюся сумму на 18 процентов. Если внешнеторговые операции ваша фирма совершает часто, то наверняка у вас есть свои специалисты по таможенному оформлению. Если нет, лучше обратиться за помощью к специализированным фирмам, так как правила расчета таможенной стоимости сложны и специфичны.

Самое главное, что вам нужно запомнить: независимо от того, по какому именно методу вам рассчитают таможенную стоимость, к вычету вы сможете принять в точности ту сумму НДС, которую перечислите таможенникам. Но сделать это можно, только если вы уверены, что в этом же или в следующих периодах вы начислите НДС с безвозмездной реализации.

КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВО НА ЛЬГОТУ

Безвозмездная передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, если расходы на приобретение (создание) единицы такого товара не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Официальных разъяснений, как рассчитать такие расходы, нет.

Если рассуждать логически, получается следующее. Так как товар вы получили безвозмездно, для вас расходы на приобретение будут равны величине, складывающейся из суммы таможенных пошлин и сборов, суммы таможенного НДС, а также стоимости доставки ввезенного товара (если ее оплатили именно вы, а не ваш иностранный партнер).

Значит, на саму таможенную стоимость больше можно не обращать внимания, чтобы не запутаться. Главное - это указанная величина в пересчете на единицу товара. В дальнейшем под расходами на приобретение ввезенных товаров будем понимать именно ее.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЛЬГОТА ЕСТЬ

Если расходы на приобретение товаров в пересчете на единицу равны 100 руб. или меньше, у вас есть право на льготу.

В таком случае таможенный НДС вы не примете к вычету, а учтете в стоимости товара (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Но зато при дальнейшей бесплатной передаче товара в ходе рекламных акций вам уже не придется начислять НДС. Причем налоговики не смогут предъявить никаких претензий по поводу того, что рыночная стоимость переданного товара превышает 100 руб. Ведь тут имеет значение сумма расходов на приобретение товара, а не его рыночная стоимость.

Недостаток этого варианта: вам придется вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Чтобы избежать этого, от льготы можно и отказаться. Это позволяет сделать пункт 5 статьи 149 НК РФ.

ЕСЛИ ЛЬГОТЫ НЕТ, У ВАС ОСТАЕТСЯ ВЫБОР

Если описанную выше льготу вы не применяете (у вас нет на нее права или вы от нее отказались), у вас есть два варианта действий. Налоговая нагрузка в обоих будет одинаковой. Изменятся только объем вашей работы и риски претензий со стороны налоговиков.

Вариант, одобренный Минфином, безопасный, но трудоемкий

По общему правилу передача товаров на безвозмездной основе приравнивается к реализации (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

О том, как определить налоговую базу по НДС при безвозмездной реализации, говорит пункт 2 статьи 154 НК РФ. Он отсылает к правилам расчета цен по статье 40 НК РФ.

Общий принцип - надо брать рыночную цену. То есть цену на идентичные товары в сопоставимых коммерческих условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). В следующих пунктах этой статьи дается объяснение, какие товары считаются идентичными, как поступать, если такие товары отсутствуют, и т. д.

К счастью, Налоговый кодекс РФ не уточняет, как именно вам надо подтверждать расчет рыночной цены. Поэтому можно сэкономить свои усилия, рассчитав такую рыночную цену, которая будет равна сумме таможенной стоимости и таможенных пошлин и сборов, приходящейся на единицу товара.

Выгода в том, что в таком случае к уплате в бюджет вы начислите точно ту сумму НДС, которую вы уже приняли к вычету. И в то же время сведете к минимуму риск претензий со стороны налоговиков.

Указывать более высокую рыночную цену не имеет смысла, так как это увеличит размер налога к уплате в бюджет.

Если же вы укажете меньшую рыночную цену, то сможете даже сэкономить на НДС. Но это вызовет вопросы со стороны инспекторов. Они потребуют обосновать, почему в этих двух случаях вы применили разные алгоритмы расчета.

ПРИМЕР

В январе 2008 года ООО «Альфа» получило от иностранного партнера 100 махровых полотенец с его логотипом для бесплатной раздачи физическим лицам в ходе рекламных акций.

При ввозе указанной партии полотенец ее таможенная стоимость составила 60 000 руб. Таможенная пошлина - 1200 руб.

ООО «Альфа» заплатило при таможенном оформлении товара НДС в размере 11 016 руб. ((60 000 руб. + 1200 руб.) х 18%).

Полотенца были доставлены на склад ООО «Альфа» за счет иностранного партнера.

Таким образом, затраты ООО «Альфа» на приобретение одного полотенца составили 122,16 руб. ((1200 руб. + 11 016 руб.) : 100 ед.). Полученная сумма превышает предел, установленный для применения льготы (100 руб. на единицу товара), а значит, с передачи полотенец придется платить налог. Поэтому бухгалтер заявил к вычету 11 016 руб. в декларации по НДС за I квартал 2008 года.

В ходе рекламных акций в течение I квартала 2008 года физическим лицам передано 50 полотенец. В качестве рыночной стоимости одного полотенца бухгалтер указал 612 руб. ((60 000 руб. + 1200 руб.)/ 100 ед.). Сумма НДС, начисленного к уплате по безвозмездной реализации в I квартале 2008 года, составила 5508 руб. (612 руб. х 50 ед. х 18%).

Вариант, одобренный судами: есть риск, но работы меньше

Когда вы принимаете к вычету таможенный НДС, а потом в этом же квартале начисляете к уплате в бюджет точно такую же сумму - это выглядит как бессмысленные действия, которые только увеличивают объем вашей работы (Если передача товара потребителям, а следовательно, и начисление НДС произойдет в следующих кварталах после ввоза товара, то вариант, предложенный чиновниками, выгоден. Он позволяет отложить уплату НДС на следующие кварталы).

У вас есть возможность избежать этого.

Дело в том, что не всякая передача товара в ходе рекламной акции является безвозмездной. Если вы раздаете сувениры только своим покупателям, безвозмездной реализации нет (см. постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 сентября 2005 г. № Ф03-А04/05-2/2663). Поэтому начислять НДС не нужно. Соответственно принять к вычету таможенный НДС вы не сможете.

Более того, шансы есть, даже если вы раздаете сувениры лицам, которые не являются вашими покупателями. Вы можете утверждать, что стоимость сувениров включена в себестоимость ваших товаров, на привлечение внимания к которым и направлена рекламная акция (см. постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2007 г. № КА-А40/ 5975-07).

Однако есть существенный риск, что проверяющие не согласятся с таким подходом. Тогда отстаивать свою позицию вам придется в суде.

Как отразить раздачу безвозмездно полученных от иностранца товаров в рекламных целях

См. схему