Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке при жесткой конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цену сделки не влияют какие-либо существенные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон совершаемой сделки не обязана реализовывать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать объект оценки;
стороны сделки достаточно информированы о предмете совершаемой сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки находится на открытом рынке при использовании публичной оферты, типичной для таких же объектов оценки;
цена сделки есть разумное вознаграждение за объект оценки и нет принуждения к совершению сделки по отношению к каждой стороне сделки;
оплата за объект оценки будет осуществляться в денежной форме.
Рыночная стоимость представляет собой примерную цену, по которой объект может быть продан в условиях свободного рынка с учетом конкуренции. При ее определении нужно принимать во внимание множество факторов, включая такие непредсказуемые, как поведение участников на рынке.
Расчету стоимости предшествует анализ всей информации.
Рыночная стоимость предприятия – это определение стоимости компании на основании ее прибыли. Оценка производится двумя способами:
на основании имущества организации.
на основании имеющихся активов и используемых технологий, которые принесут деньги предприятию в перспективе.
Оценка предполагает наличие объекта и субъекта. Объект – это само предприятие. Субъект – это тот, кто определяет рыночную стоимость. Как правило, это профессиональные оценщики.
При анализе рыночной стоимости рекомендуется учесть все факторы, которые влияют на ее образование:
Спрос. Подразумевает предпочтения потребителей. Данный фактор предполагает учет всех возможных рисков.
Полезность компании. Организация признается полезной только в том случае, если она приносит пользу собственнику. Как правило, польза – это доходность. При увеличении полезности увеличивается и рыночная стоимость.
Прибыль. Это разница между доходом и расходом.
Время. Предполагает период, через который планируется получение прибыли. Многие предприятия имеют отсроченную прибыль. К примеру, компания ввела в производство новую технику. Это нужно для увеличения прибыли, однако доход увеличится только в перспективе.
Существующие ограничения. К примеру, ограничительные меры, введенные государством. Чем больше ограничений, тем меньше рыночная стоимость.
Риски. Имеются в виду риски отсутствия доходов в дальнейшем.
Ликвидность. Большая ликвидность активов положительно влияет на стоимость предприятия.
Конкуренция. Наибольшую рыночную стоимость имеют компании, имеющие большой спрос и работающие в сфере небольшой конкуренции. Большое количество конкурентов снижает рыночную стоимость.
Соотношение предложения и спроса. Спрос определяется платежеспособностью инвесторов, возможностью привлечения сторонних средств, а также множеством других факторов.
Как можно заметить, на рыночную стоимость влияет очень много факторов. По этой причине рекомендуется доверить расчет рыночной стоимости профессиональным оценщикам. Специалисты могут адекватно проанализировать ситуацию на рынке, учесть все многообразие факторов.
Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях:
при отчуждении имущества для государственных нужд;
при определении стоимости размещенных акций общества, которые приобретаются обществом на основании решения общего собрания акционеров или на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества;
при установлении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;
при установлении стоимости не денежных вкладов в уставный (складочный) капитал;
при установлении стоимости имущества должника-банкрота;
при установлении стоимости безвозмездно полученных ценностей.
Рыночная стоимость рассчитывается с учетом следующих задач:
Повышение эффективности работы предприятия.
Оценка рыночной стоимости акций на фондовом рынке.
Определение стоимости при планах на продажу компании.
Необходимость выделения доли одного из участников.
Ликвидация организации.
Подготовка к поглощению организации.
Разработка плана развития компаний.
Достижение финансовой устойчивости.
Анализ возможностей предприятия по кредитованию с залогом.
Страхование активов.
Принятие управленческих решений.
Разработка инвестиционных проектов.
Существует три метода определения рыночной стоимости:
Доходный метод. Его основа – ожидаемый максимальный доход предприятия.
Затратный метод. Актуален в том случае, если у компании нет стабильного дохода.
Метод подходит для корректирования баланса. Как произвести расчеты? Нужно найти рыночную стоимость активов, а затем вычесть из нее сумму обязательств компании.
Данный способ можно подразделить еще на два метода.
Метод чистых активов: из рыночной стоимости вычитается сумма обязательств.
Способ ликвидационной стоимости: сумма, получаемая после продажи активов по отдельности.
Сравнительный метод. Рассматриваемый способ практически не применяется. Связано это с тем, что результаты его являются весьма приблизительными.
Как правило, предприятия используют один из первых двух методов. Точное определение способа зависит от того, есть ли у предприятия стабильный доход.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.