Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости
Глава 7. Объекты налогообложения

НК РФ Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

1.  Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

2.  Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

3.  В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

4.  Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5.  Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

6.  Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

7.  Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

8.  При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

9.  При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

10.  Исключен.

10.  При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

11.  При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

12.  При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 настоящей статьи.

13.  При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

14.  Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 настоящего Кодекса "Налог на доходы физических лиц" и главой 25 настоящего Кодекса "Налог на прибыль организаций".

Применение налогового кодекса: статья 40
  • Цена прав на использование фильма: возможен ли налоговый контроль
    ... цен для целей налогообложения установлены ст.40 НК РФ «Принципы определения цены ... образом, из буквального толкования норм ст.40 НК РФ , правильность применяемых цен ... оценивать по правилам ст. 40 НК РФ. Неправомерность применения норм ст.40 НК РФ к имущественным ... и указывают, что положения ст.40 НК РФ распространяется также и на ... налогового законодательства допускает применение положений ст.40 НК РФ к сделкам с ... методы расчета налоговой базы, предусмотренные ст.40 НК РФ, могут применяться, когда ...
  • Новогодние подарки: учет и налогообложение
    ... цен (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). Если цена реализации окажется ...
  • Определение цены сделки по операциям с ценными бумагами для целей налогообложения
    ... прибыль. Согласно п.14 ст.40 НК РФ положения статьи при определении ... нежели те, что содержатся в ст. 40 НК РФ . Основное отличие заключается ... то время как согласно ст.40 НК РФ рыночная цена определяется за ... руб. В соответствии со ст.40 НК РФ находим отклонение фактической цены ... ст.40 НК РФ определяет, что положения, предусмотренные п.3 и п.10 ст.40 НК ... РФ имеют приоритет над нормами ст. 40 НК РФ . В данном случае ... невозможно, поэтому и применяем нормы ст. 40 НК РФ . Определение цены сделки ...
  • УСН. Вопросы по доходам и расходам
    ... , услуги) закреплено в п. 4 ст. 40 НК РФ. Это цена, сложившаяся при ...
  • Особенности уплаты НДС при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения
    ... цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них ...
  • Как оприходовать выявленые объекты ОС, отсутствующие в учете
    ... цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ. Пунктом 6 ст. 274 ... также п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ, на момент реализации или ... (работы, услуги) согласно п. 4 ст. 40 НК РФ признается цена, сложившаяся при ... 6-7 ст. 40 НК РФ. В соответствии с п. 9 ст. 40 НК РФ при ... и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ). Аналогичное мнение высказал и ... положений п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ, то есть они ... покупателя (абзац 1 п. 10 ст. 40 НК РФ). Если невозможно применить метод ... в абзаце 2 п. 10 ст. 40 НК РФ затратный метод, при котором ...
  • Безвоздмездное пользование и налоги
    ... цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ , но не ниже определяемой ... цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ , подлежит применению и при ... практике налоговикам применить норму, предусмотренную ст. 40 НК РФ , не так-то легко ... , определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ , без включения в них ... также должна определяться с применением ст. 40 НК РФ . Но непонятно, как при ...
  • Обзор арбитражной практики по налоговым спорам
    ... реализации и неполной уплате НДС (ст. 40 НК РФ). По мнению инспекции, компания ... инспекции допускают неоднозначное толкование положений ст. 40 НК РФ. Как следствие, выявляются существенные ... случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ 1: по сделкам между ... товарам (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ) не регулирует вопросы, связанные ... условные методы расчета рыночных цен (ст. 40 НК РФ), применяются только в случаях ... и не поименованные в ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ), но важные ...
  • Возникает ли объект налогообложения по налогу на прибыль при беспроцентных займах
    ... что понимается под затратами в ст. 40 НК РФ необходимо различать общеэкономическое содержание ... цену другими способами, изложенными в ст. 40 НК РФ). Например, для целей бухгалтерского ... наступлении прочих, предусмотренных п.2 ст. 40 НК РФ случаев, а именно договор ... 01 …Кроме того, ответчиком нарушена ст. 40 НК РФ, предоставляющая налоговым органам право ... обстоятельств, изложенных в п.2 ст.40 НК РФ), дохода для целей ... в соответствии со ст.40 НК РФ. Несмотря на несовершенство формулировок ст.40 НК РФ и ...
  • Сороковая статья: "нулевой" результат
    ... подп. 1, 4 п. 2 ст. 40 НК РФ 2 п. 3 ст ... -15620/2008 13 п. 11 ст. 40 НК РФ 14 пост. ФАС ЗСО ...

Отключить мобильную версию