А.Н. Снетков, юрист
Журнал "Документы и комментарии" №3/2008

Нулевая ставка НДС применяется при перевозке только того товара, который уже помещен под таможенный режим экспорта. До этого действует обычная ставка. Поэтому вы можете отложить таможенное оформление груза до границы. И тогда сможете принять к вычету «транспортный» НДС в части перевозки по территории РФ.

Постановления Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 06.11.07 № 10159/07, № 1375/07, № 10160/07, № 10246/07, № 10249/07, от 20.11.07 № 7205/07, письмо Министерства финансов РФ от 05.12.07 № 03-07-08/351

СТАВКА НДС ЗАВИСИТ ОТ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА

Налоговики отказывают в вычете НДС, который предъявил экспортеру перевозчик экспортируемого товара. Они указывают на то, что такие операции облагаются по ставке 0 процентов, а значит, перевозчик просто не имел права предъявлять налог по ставке 18 процентов. Причем это касается всего маршрута перевозки: как по территории России, так и за границей.

Теперь ситуация изменилась. Вы сможете отстоять право на вычет «транспортного» НДС. Правда, это касается только перевозки товара, который еще не помещен под таможенный режим экспорта.

На практике это значит следующее.

Если вы перевозите товар железнодорожным или автомобильным транспортом, то оформить таможенную декларацию на него вы можете не на внутренней, а на пограничной таможне. Товар будет считаться помещенным под таможенный режим экспорта только после того, как таможенники проставят на декларации отметку «Выпуск разрешен». И тогда вы сможете принять к вычету НДС, начисленный на услуги по перевозке товара до места таможенного оформления. Такой пример рассмотрен в опубликованном выше письме Минфина России от 5 декабря 2007 г. № 03-07-08/351.

Кроме того, право на вычет появится и при транспортировке трубопроводным транспортом (см. опубликованное выше постановление Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2007 г. № 10159/07). Это связано с особенностями процедуры временного периодического декларирования товаров, перемещаемых таким транспортом.

ПРИМЕР

ЗАО «Ласточка» заключило с транспортной компанией «Одиссей» договор о перевозке автомобильным транспортом партии товара со склада в г. Липецке до склада покупателя в г. Варшаве, Польша. Товар передан перевозчику 5 февраля 2008 года. Дата выпуска товара таможенным органом (дата проставления отметки «Выпуск разрешен» на ГТД) - 7 февраля 2008 года. Товар доставлен покупателю 8 февраля 2008 года.

Вариант 1. Перевозчик готов оформить документы с максимальным удобством для экспортера. Согласно договору, стоимость доставки разделена на две части: 14 160 руб. (в том числе 2160 руб. НДС) от г. Липецка до границы РФ и 11 000 руб. от границы до склада получателя.

10 февраля 2008 года транспортная компания выставила в адрес ЗАО «Ласточка» счет-фактуру, в котором предъявила 2160 руб. НДС. Эту сумму ЗАО «Ласточка» включит в состав вычетов в декларации за I квартал 2008 года.

Транспортная компания в декларации по НДС за I квартал 2008 года отразит 14 160 руб. в составе выручки по операциям реализации внутри РФ. А 11 000 руб. - в составе операций, облагаемых по нулевой ставке. Чтобы подтвердить право на вычет НДС в этой части, ей нужно будет представить пакет документов, подтверждающих экспорт товара.

Вариант 2. Перевозчик оформляет документы с максимальным удобством для себя (см. справку «Почему перевозчикам выгодно предъявлять НДС экспортерам»). В таком случае транспортная компания «Одиссей» начислит НДС на всю сумму оплаты своих услуг. Предположим, общая сумма оплаты транспортных услуг составит 27 140 руб. (в том числе 4140 руб. НДС).

ЗАО «Ласточка» сможет принять к вычету только 2160 руб. То есть ту сумму НДС, которая приходится на перевозку товара, не помещенного под таможенный режим экспорта. Сумма потерь (невозмещенного НДС) составит 1980 руб.

Если бы чиновники не изменили свою позицию и продолжали бы настаивать, что такая транспортировка вся облагается по нулевой ставке, то сумма потерь составила бы 4140 руб.

КАКИЕ АРГУМЕНТЫ ПРИВЕСТИ ИНСПЕКТОРАМ

Налоговики считают, что выбор налоговой ставки зависит от предназначения товара. Если он предназначен на экспорт, перевозчик обязан применять нулевую ставку. Раньше с этим был согласен и Президиум ВАС РФ (постановления от 20 декабря 2005 г. № 9263/05 и 9252/05, от 4 апреля 2006 г. № 14227/05 и 14240/05, от 19 июня 2006 г. № 16305/05) (Кроме того, эту позицию подтверждал и Конституционный суд РФ (определение от 15 мая 2007 г. № 372-О-П).

Но теперь судьи уточнили свою позицию в пользу плательщиков. Даже то, что товар вывозится за границу и что у вас заключен внешнеторговый контракт с иностранным покупателем, еще не означает, что перевозка облагается по нулевой ставке. Главное - это формальный статус товара. До того момента, как таможенники проставят отметку «Выпуск разрешен» на ГТД, товар не считается экспортируемым. И его перевозка облагается НДС по обычной ставке.

Радует, что и финансовое министерство разделяет эту позицию.

Поэтому, чтобы доказать свое право на вычет, вам достаточно будет показать налоговикам комментируемые документы. Но даже если инспекция не согласится с этими доводами, вы сможете выиграть спор в суде. Ведь практика теперь однозначно складывается в пользу плательщиков.

ПОЧЕМУ ПЕРЕВОЗЧИКАМ ВЫГОДНО ПРЕДЪЯВЛЯТЬ НДС ЭКСПОРТЕРАМ

Операции по транспортировке, разгрузке, перегрузке и экспедированию экспортных грузов облагаются НДС по нулевой ставке. Но на практике перевозчики предпочитают выставлять экспортерам НДС по ставке 18 процентов в цене своих услуг. Перевозчикам это выгодно: ведь им не приходится собирать для инспекции пакет документов, чтобы подтвердить право на нулевую ставку и на возмещение НДС из бюджета. Они просто получают налог от экспортера в составе оплаты своих услуг без каких-либо дополнительных сложностей.